От трёх до пяти «Британского премьера выбирает меньшинство»
Персоны
О выборах премьер-министра Великобритании. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – профессор, историк Алек Эпштейн.
ЭПШТЕЙН: Знаете, Евгений Янович, меня несколько удивляет... Часто мы с Сережей любим обсуждать тему демократии. Вот Великобритания – ядерная держава, постоянный член Совета безопасности, шестая экономика мира, избирает премьер-министра...
САТАНОВСКИЙ: Одна из старейших демократий на планете, между прочим.
ЭПШТЕЙН: Как она избирает премьер-министра? Четверть процента населения Великобритании, я не ошибся – четверть процента из 65-миллионного, являются членами консервативной партии Великобритании.
САТАНОВСКИЙ: Да вы что, шутите, что ли?
ЭПШТЕЙН: Они получают конвертик по почте...
САТАНОВСКИЙ: Вы что, серьезно говорите 0,25%?
ЭПШТЕЙН: Нормально, во всех странах. Сколько членов в «Единой России» тоже... Четверть процента населения.
КОРНЕЕВСКИЙ: Вы имеете в виду тех из них, которые сидят в парламенте?
ЭПШТЕЙН: Нет, боже упаси, в парламент было избрано 317 потом... Я говорю, всех членов партии. В парламентской фракции, вы знаете, вышла часть депутатов...
САТАНОВСКИЙ: Мы почему-то думаем, что кто голосует, тот вроде как и... А оказывается, членов много меньше.
ЭПШТЕЙН: Четверть процента. Они получают конверт по почте, и на этом конверте по почте должны поставить галочку в одном их уголке и вернуть. Кто там ставит на конверте по почте, сам член партии, родственники члена партии, соседи...
САТАНОВСКИЙ: Собака-члена партии!
ЭПШТЕЙН: Говорят, что кто-то там ошибался в избиркомах: некоторым послали по два бюллетеня и по два конвертика, потому что они зарегистрированы в разных местах.
САТАНОВСКИЙ: А сколько их возвращается, известно?
ЭПШТЕЙН: Возвращается, смотрите: считается, что возвращено будет больше 80%, причем интересно, некоторые жалуются, что не получили до сих пор. Сейчас итоги выборов будут объявлены 23 июля. Мы 23 июля узнаем имя премьер-министра Великобритании, я подчеркиваю, 99,75% британцев не имеют к выбору этого человека никакого отношения!
САТАНОВСКИЙ: Чуть больше, учитывая тех, кто не поставил...
КОРНЕЕВСКИЙ: Но они же проголосовали за партию, которая попала в парламент!
ЭПШТЕЙН: Нет-нет, Сережа, потому что выборы у них в Англии не по партийным спискам, у них по 650 округам. И каждый из двух кандидатов-соискателей – 2 министра иностранных дел, нынешний и прошлый – Джереми Хант и Борис Джонсон, избранны исключительно депутатами в своих округах, за них мог проголосовать каждый 650-й гражданин Великобритании.
КОРНЕЕВСКИЙ: И, тем не менее, они знали, за какую партию голосуют. Ну, вот и все... Это вы с натяжкой говорите, что они совершенно не имеют отношения!
САТАНОВСКИЙ: Вы прямо мне Любовь Соболь напоминаете сейчас. Если найдется повод сказать, почему демократия в данном случае плоха...
ЭПШТЕЙН: Евгений Янович, я не хочу цинизма. Я хочу сказать, что граждане из 648-650 округов не голосовали ни разу ни за Джонсона, ни за Ханта.
КОРНЕЕВСКИЙ: Но голосовали за представителей их партий. То есть, понимая, что они ведут консерваторов к победе...
ЭПШТЕЙН: Нет, они голосовании за других кандидатов от этой же партии, а во главе партии была Тереза Мэй, а не кто бы то ни был другой. Сейчас внутрипартийные так называемые праймериз, в которых участвуют четверть процента населения, выберут премьер-министра в стране в целом. Почему, я это подчеркиваю, так важно?
САТАНОВСКИЙ: Красиво.
ЭПШТЕЙН: Вот Евгений Янович начал с брекзита. А я напомню нашим радиослушателям, видимо, не все думают об этом каждый день, как мы вот здесь: да, референдум был чуть больше трех лет назад – 23 июня 2016 года, и он закончился 52% – за выход, 48% – за остаться. И тогда, когда была предвыборная кампания, например, Лиам Фокс, который потом стал министром торговли Великобритании, сказал, что, учитывая 43 года членства Великобритании в ЕС, подписание соглашения между ними будет, как он сказал, самое простое соглашение в мировой истории.
Полностью слушайте в аудиоверсии.