Пятый аргумент «Насильно на диспансеризацию не загонишь»
Персоны
Минтруд предложил освобождать граждан на один день в году для диспансеризации. Эту тему в эфире «Вестей ФМ» Владимр Аверин обсуждает с первым заместителем председателя комитета Госдумы по охране здоровья Николаем Герасименко, доктором экономических наук, проректором Академии труда и социальных отношений Александром Сафоновым и слушателями.
АВЕРИН: Есть ли какие-то оценки, какое количество людей все-таки откликается на призыв пройти диспансеризацию?
ГЕРАСИМЕНКО: Сейчас где-то около 30% откликается. И самое главное, что у нас еще пока недостаточно информировано население о важности диспансеризации. Почему в России все-таки очень низкая продолжительность жизни и особенно у мужчин: мужчины на 10 лет живут меньше, чем женщины и на 15 лет меньше, чем живут в Европе.
АВЕРИН: Потому что к врачу вовремя не ходят, вы думаете?
ГЕРАСИМЕНКО: Совершенно верно. Во-первых, это ведение нездорового образа жизни, это потребление большого объема алкоголя, курение, невовремя и несвоевременно обращаются за медицинской помощью, почему у нас та же онкология и выявляется, как правило, в 3-4 стадии, когда уже радикально помочь нельзя.
АВЕРИН: Вот здесь я бы не стал в общее правило выводить, потому что всем нам известна история врача-онколога из Санкт-Петербурга, уж он-то, вроде бы, все понимал и даже все возможности были, тем не менее...
ГЕРАСИМЕНКО: Вы говорите о казуистике. Это бывает, и на старуху бывает проруха. Я знаю этого врача хорошо. Но не надо из этого делать правило. Это – исключение из правил.
* * *
АВЕРИН: С вашей точки зрения, где, что называется, слабое звено, почему у нас охват диспансеризацией, увы, не всеобщий?
САФОНОВ: Я бы назвал два слабых звена: это – как раз работник и работодатель, причем они здесь действуют в унисон. Во-первых, работодателям не выгодно предоставлять дополнительный рабочий день оплачиваемый, когда работник, по сути, не будет находиться на работе, он не будет исполнять свои обязанности трудовые, а он должен будет за это заплатить, и соответственно, работодателю надо будет искать какую-то замену. Он же не может остановить производство или оказание услуг. А что касается работника, то здесь проблема, связанная с тем, что у нас не все люди достаточно четко осознают необходимость вот этого профилактического осмотра. И, вполне возможно, что ситуация будет выглядеть следующим образом: мне предоставили бесплатно день для прохождения медосмотра, человек воспользовался этим днем для решения каких-то своих бытовых вопросов или просто конкретно отдохнул в этот период времени...
АВЕРИН: Что, извините, может быть, вполне полезно для здоровья – просто отдохнуть.
САФОНОВ: Слушайте, безусловно, конечно, кто спорит в принципе. Мы можем с вами всеми частями, конечностями своего тела, проголосовать за то, чтобы вообще работать один день в неделю, это будет более полезно, нежели 5-дневная рабочая неделя!
АВЕРИН: И переедать не будем совсем.
САФОНОВ: Да-да. Ну, все будет хорошо, и даже, может быть, диспансеризация не потребуется, будешь жить до 100 лет. Но тем не менее, если серьезно к этому вопросу подходить, все-таки, конечно, ситуация такая, что везде в мире существует практика кнута, стимулирующего обязательное прохождение диспансеризации. В основном это связано со стоимостью полиса страхового медицинского: не прошел диспансеризацию, он становится для тебя дороже, прошел – обычная цена или даже дешевле. Но поскольку у нас человек за медицинский полис не платит, вот здесь применить вот этот кнут невозможно, нужно думать о чем-нибудь другом.
Полностью слушайте в аудиоверсии.