От трёх до пяти Расстрел Романовых сопровождался мистификациями
Персоны
Час истории: об обстоятельствах и последствиях расстрела царской семьи. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – историк Андрей Светенко.
СВЕТЕНКО: Не будем повторять общеизвестное, тем более описывая всякие ужасные детали, а вот как бы круги по воде, последствия, в каких обстоятельствах это всё происходило – это наверно интересно. Потому что день в день 18 июля 18 года на первом заседании только что избранного президиума ЦИК выступал Яков Свердлов, который огласил следующее: «Только что получено по прямому проводу сообщение от Областного Уральского Совета о расстреле бывшего царя Николая Романова. В последние дни столице Красного Урала Екатеринбургу угрожала серьёзная опасность – приближение чехословацких банд». Ну, заметим, что опасность никуда не делась, банды – это чехословацкий корпус – приближался, и через неделю Екатеринбург будет занят белыми войсками. Глагол в прошедшем времени неуместен. Что дальше? «В то же время был раскрыт заговор контрреволюционеров, имевший целью вырвать из рук советской власти коронованного палача», – а вот это уже интересно, а это-то что? А этот заговор, как потом выяснится по признаниям самих уральских чекистов, был инспирирован: Николаю Александровичу подбросили письмо, якобы написанное его симпатантом, царским офицером, который предлагал ему помощь в похищении. И просили в этом письме какие-то детали внутренней обстановки, что закрыто, что не закрыто, как лучше, то есть, проверка на вшивость, это же было очевидно, и Николай на это, в общем, не поддался, никакого ответа он не писал, это во-первых. А во-вторых, потом, по собственным признаниям чекистов, всё это было, значит… Всякие письма сочинял комиссар Войков, вот как раз тот самый Войков, который метро, и периодически возникает тема его фамилии и станции метро.
КОРНЕЕВСКИЙ: Да. Тут недалеко.
СВЕТЕНКО: И ещё один сотрудник ЧК писал, что это был элемент операции прикрытия расправы. Но самое интересное в этом сообщении Свердлова то, что там отсутствует упоминание об убийстве членов семьи и людей из окружения императора. Ни про поварёнка там, ни про доктора Боткина, ни про кого, не говоря уже о великих княжнах и цесаревиче. И вообще уже как самооправдание звучит вот следующая фраза: «В последнее время предполагалось предать бывшего царя суду за все его преступления против народа, и только события последнего времени помешали осуществлению этого». То есть фактически признали, что это внесудебная расправа, потому что, значит, всё осуществляется по постановлению исполнительного органа власти, который сможет принять решение: расстрелять и всё тут.
И самое главное с точки зрения ответственности, разделяли или не разделяли – это фраза о том, что «президиум ЦИК, обсудив все обстоятельства, заставившие Уральский областной совет принять решение о расстреле Николая Романова, постановил признать его правильным».
Полностью слушайте в аудиоверсии.