От трёх до пяти «Ромм изобрёл истерн и кинолениниану»
Персоны
О жизни и творчестве советского кинорежиссера Михаила Ромма в эфире «Вестей ФМ» рассказывает историк Роман Жигун. Ведущие – Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.
ЖИГУН: Почему поговорим именно о Ромме? Ведь, откровенно говоря и положа руку на сердце, это не самый великий из наших кинематографистов. У него не было такого сильного народного духа, как, например, у Василия Макаровича Шукшина, он не изобрёл заново кинематограф, как это сделал Андрей Арсеньевич Тарковский, и у Михаила Ильича Ромма, откровенно говоря, не было такой гражданской смелости, как, например, у Григория Наумовича Чухрая. Тот, выжив в мясорубке на Букринском плацдарме в сентябре 43 года, после войны уже никаких советских цензоров не боялся. А вот знаете, почему я назвал именно этих трёх человек, почему сравнил именно с ними? Все трое – это ученики Михаила Ильича Ромма. Более того, скажу, для Василия Макаровича Шукшина Михаил Ромм был наставником не только в кинематографе, но и в литературе. А Григория Чухрая для нашего кинематографа Михаил Ромм буквально спас, потому что тот много лечился от военных ранений, много пропускал и вообще рисковал не получить диплом кинематографиста, если б ему не помог Михаил Ильич Ромм.
Михаил Ромм – это изобретатель двух очень популярных жанров в советском кинематографе: истерн, то есть аналог американского вестерна, а также жанр киноленинианы. Кроме того, если уж Михаил Ромм и не изобрёл, то, по крайней мере, вывел на принципиально новый уровень третий жанр – это жанр кинематографического эссе.
Почему я говорю о том, что это, пожалуй, самый противоречивый советский кинорежиссёр? Дело в том, что его фильмография с 30-х по 70-е годы очень точно, как зеркало, отражает специфику и злобу дня разных десятилетий советской истории. Михаил Ильич Ромм успел побывать и одним из главных знаменосцев Сталина, и апологетом сталинских репрессий, но он же потом стал одним из самых главных певцов оттепели. Более того, зацепив самым краем своей жизни 70-е годы, он даже успел в своём последнем, незаконченном фильме немножко выразить дух уже консервативного брежневского времени, такого неоконсерватизма.
САТАНОВСКИЙ: Но при этом пять сталинских премий, и народным артистом он стал СССР в 1950 году. То есть всё при самом что ни на есть жёстком периоде.
ЖИГУН: Это человек действительно выдающийся, и я не посмею назвать его хамелеоном. Это именно зеркало, в котором отражались разные вехи разных десятилетий советской истории. А был бы он какой-то приспособленец, хамелеон, он бы не вырастил таких гениев, как Тарковский и Шукшин, а также Григорий Чухрай.
Родился он в январе 1901 года, и он сам всегда подчёркивал, что он ровесник XX века. В молодости он участвовал в гражданской войне, был в Красной Армии и лично слышал выступление Ленина. Причём один Ильич на второго Ильича произвёл неизгладимое впечатление. Не зря Михаил Ромм снял не только два художественных, но и несколько документальных фильмов про Владимира Ленина, который произвёл на него ну просто неизгладимое впечатление ещё в молодые годы. В 20-е годы XX века Михаил Ильич Ромм работал в интересном учреждении, которое прорабатывало идею использованию кинематографа в педагогических целях. И работая в этом учреждении Михаил Ромм буквально по кадрам выучил многие шедевры советского киноавангарда. Недаром снимая в 1937 году фильм «Ленин в Октябре» Михаил Ильич Ромм буквально покадрово воспроизведёт сцену штурма Зимнего Дворца, как это было в фильме «Октябрь» Сергея Михайловича Эйзенштейна 1927 года.