Картинка

От трёх до пяти В Америке смотрели фильмы до изобретения кинематографа

20 августа 2019, 16:08

Персоны

Об истории Голливуда расскажет историк Роман Жигун.

А также:

Какие «киноинициативы» есть в России?

В студии – Евгений Сатановский и Александр Андреев.

ЖИГУН: Информационный повод нам дает сама жизнь – Квентин Тарантино привез в нашу страну «Однажды в Голливуде». Здесь, на этой радиостанции, тоже, помню, презентовал! Такая ностальгия внутри ностальгии, такой панегирик по старому Голливуду, выполненный в стилистике нового Голливуда, который тоже уже является явлением полувековой давности. Так давайте же разберемся, что такое старый Голливуд, что такое новый Голливуд, который, с точки зрения 2019 года, уж совсем уже не новый! И что такое эпоха блокбастеров, которая все это под себя подмяла, и продолжается до сих пор?

САТАНОВСКИЙ: То есть это не Голливуд времен Чарльза Чаплина, Греты Гарбо или вот что-то...

ЖИГУН: А вот сейчас мы обо всем этом и поговорим!

Вспомним: 28 декабря 1895 года братья Огюст и Луи Люмьер осуществили первый публичный кинопоказ в «Гранд Кафе» в Париже. И этот день сейчас считается днем рождения мирового кинематографа. Однако братья Люмьер были не самыми первыми и, точно, не единственными пионерами кинематографа. В Германии еще в 1888 году работали братья Складановские. Да в той же Франции в 1888 году свои ультракороткометражные (продолжительностью 1,5-2 секунды) кинофильмы представлял Луи Эме Огюстен Лепренс.

САТАНОВСКИЙ: 1-2 секунды?!

ЖИГУН: А там была такая очень несовершенная пленка, и Лепренс не мог снять больше, чем 2 секунды. Но тем не менее это была уже не фотография – это было уже кино! И, может быть, Лепренс бы развивал и дальше свое изобретение, но он таинственным образом пропал, тело до сих пор не нашли, и вообще это отдельная загадка французского кинематографа – куда же подевался Луи Лепренс?!

Еще до того как в «Гранд Кафе» в Париже были показаны первые фильма братьев Люмьер, еще до этого в Америке смотрели свои фильмы. А смотрели небольшие короткометражки, которые снимал сотрудник фирмы Томаса Эдисона Уильям Диксон. Что снимал Уильям Диксон? Страшно сказать! Еще до официального рождения кино он снимал в том числе и звуковые фильмы. Он не только записывал изображения, он записывал и звук с помощью фонографа, изобретенного Томасом Эдисоном! Короткометражные фильмы, абсолютно бессюжетные – они просматривались не на белоснежном экране. Они были предназначены для специальных просмотровых аппаратов, которые назывались кинетоскоп или кинетофон. Кинетофон – это не только смотреть, но еще и слушать через наушники. Это была такая здоровенная тумба, в которую загружалась бобина с пленкой и бобина со звуком, если это предполагалось, и, опуская монетку, смотреть фильм мог только один человек – вот в этом главное отличие от кинематографа братьев Люмьер.

Кстати говоря, что такое кинематограф? Кинематограф – это изначально сам аппарат, который братья Люмьер создали для записи и проекции фильмов. А потом это стало названием вообще вида искусства.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

От трёх до пяти. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация