Картинка

От трёх до пяти «Война сделала советское кино великим»

3 сентября 2019, 16:06

Персоны

О советском кинематографе 50-70-х годов. Гость в студии «Вестей ФМ» – историк Роман Жигун. Ведущие – Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.

ЖИГУН: Неделю назад мы отпраздновали важную дату. Это был День советского кино. 27 августа 1919 года был принят Декрет РСФСР о национализации советского кинодела. И с этого момента отсчитывает свою историю именно советское кино. Праздник существует до сих пор.

Мы уже говорили в стенах этой студии об одном из таких всплесков, взрывов советского кинематографа, а именно о 1920-х годах, периоде советского кинематографического авангарда. Был, на мой взгляд, и второй всплеск советского кинематографа. Это самый конец 50-х и середина 80-х годов. Это удивительный период в истории нашего кинематографа и, на мой взгляд, даже недоизученный, потому что фильмы, снимавшиеся, например, в 70-е годы, которые тогда мыслились, ну, вполне себе проходными и малозначительными, сейчас вот открываются заново и выглядят настоящими шедеврами, по крайней мере, по сравнению с тем, что снимается сейчас. Что уж говорить о самых известных шедеврах советского послевоенного кинематографа, а вернее сказать послеоттепельного. Какие уроки мы можем вынести из вот этого второго периода, второго всплеска, когда наши кинематографисты выдавали, ну, поистине шедевры мирового уровня? Каковы истоки вот этого периода? Есть тут причины как объективные, так и субъективные, то есть независящие от человека, зависящие от самой какой-то реальности, так и те, которые можно моделировать и воспроизвести сейчас.

Вот какие были объективные причины того, что советский кинематограф с конца 50-х годов выдаёт искусство просто передового уровня? В первую очередь это, конечно, оттепель. С началом оттепели в нашем искусстве, и кинематографе в частности, начинается что-то подобное эпохе Возрождения. Искусство становится более антропоцентричным. Человек мыслится как уже самостоятельная ценность, он интересен сам по себе, а не только как часть некой общности и коллектива. Кроме того, человеческие мысли, человеческие эмоции, человеческие чувства, человеческое счастье становятся также интересны сами по себе, вне контекста некой довлеющей идеологемы, или идеологии. Если продолжать аналогии с периодом Возрождения, то можно заметить, что в Средние века католическое мировоззрение говорило о том, что человеческая жизнь – это лишь подготовка к будущей, загробной жизни. Так и кинематограф в период до оттепели, искусство советское до оттепели в большей степени говорило о том, что человек живёт для какого-то светлого будущего, вот этой эпохи коммунизма. А начиная с оттепели интересна становится жизнь здесь и сейчас, счастье здесь и сейчас, любовь здесь и сейчас, без привязки к тому, что всё это лишь подготавливает нас к каким-то будущим свершениям.

Вторая объективная причина, которая позволила советскому кинематографу занять лидирующие позиции в мировом киноискусстве, это, как ни странно, Великая Отечественная война. Отгремевшая на тот момент уже где-то 15 лет назад она, тем не менее, заиграла во время оттепели совершенно новыми красками. Вообще, возьми почти любой советский фильм – скорее всего, там так или иначе будут мотивы войны. При этом сюжет фильма может к войне не иметь абсолютно никакого отношения.

Также в программе:

американский кодекс кинематографиста.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

От трёх до пяти. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация