От трёх до пяти «Эйнштейн, Королёв, Ландау гранты бы у нас не получили»
Персоны
Увольнение Джона Болтона.
Оптимизация российской науки. Достаточно ли она сейчас финансируется?
Ведущие – Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.
САТАНОВСКИЙ: Чтобы было понятно, о каких деньгах идет речь. 2018 год. Бюджет на гранты – 21 миллиард рублей. Около 300 миллионов долларов! По-моему, так. Правда? 300 миллионов долларов – это что?! Это «Газпрому» чихнуть, «Роснефти» обернуться и посмотреть, на что пошла эта мелочь?! Да, это правильно. Кому только – мелочь?!
РФФИ создан в 1992 году. Ежегодно в заявках на гранты РФФИ участвуют 90 тысяч ученых, 20 тысяч заявок становятся победителями. У РФФИ минимум в 2 раза больше публикаций по сравнению с Российским научным фондом. На долю получателя грантов РФФИ приходится более трети всех статей российских ученых в зарубежных научных журналах. Это – точечная поддержка ученых, которая пока еще дает возможность российской науке выжить. В Германии – больше тысячи фондов, финансирующих науку на общую сумму в 63 миллиарда евро! Ну, в долларах это сколько? 70 с дробью миллиардов? У нас будет маленький кусочек – ну, 300 миллионов долларов. Ну, тоже понятно.
Разница велика в том, что РФФИ финансирует только физических лиц, отдельных ученых. А Российский научный фонд – только проекты, выдвигаемые организациями. Пересечения есть? Пересечений нет! Ну, все! Какое финансирование физических лиц? Противоречит ли это задачам, которые ставил президент перед наукой? Ну, противоречит! Противоречит, противоречит! Потому что науку двигают ученые, а не организации. Организации перемалывают деньги. Организация может, если ей предназначено дать какой-нибудь проект, провести его вперед, или она создана под проект, а может быть и закрыта после проекта – может чего-то сделать, но не более чем. Эйнштейн не получил бы у нас грант совершенно точно! Он – отдельно взятый ученый, у него не было организации. И Оппенгеймер бы не получил, и Лео Сциллард! И Королев бы не получил! А какая организация?! Берия атомный проект создавал на базе у-че-ных! Какой организацией был Ландау, а? Интересное кино!
Соответственно, Российский научный фонд – структура другая. Тут – бюрократия, некоторая политическая направленность и много чего другого! Но так получается, что у Российского научного фонда есть серьезнейшее лоббирование.
Полностью слушайте в аудиоверсии.