От трёх до пяти «Наше художественное кино родилось в 1908 году»
Персоны
История отечественного кинематографа: дореволюционная эпоха. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» - историк Роман Жигун.
ЖИГУН: До 1908 года хроникальная съемка, в первую очередь царской семьи, а также каких-то других значимых событий, например, крестных ходов – это была единственная продукция отечественного кинематографа. До 1908 года у нас не было постановочных фильмов, тут мы очень сильно опоздали. Наши кинематографисты только фиксировали реальность, как она есть. А, допустим, еще в 1902 году во Франции Жорж Мельёс уже снимает «Путешествие на Луну». Вы, наверное, помните самые известные кадры из этой удивительной картины, где снаряд с путешественниками попадает Луне в глаз. Вот такие вещи снимали уже в 1902 году! Тот же самый Жорж Мульёс на рубеже XIX-XX веков изобрел огромное количество спецэффектов, всевозможных трюков, используя самые разные принципы монтажа, а также комбинированных съемок. А мы вот все топтались на месте! И до 1908 года, не предпринимая попыток снять что-то постановочное, просто фиксировали реальность, протоколировали то, что происходит – будь то царская семья, крестный ход.
САТАНОВСКИЙ: Так ведь реальность-то...
КОРНЕЕВСКИЙ: Это ведь еще интереснее!
САТАНОВСКИЙ: Это начальственная реальность! Как ее можно не запротоколировать?!
ЖИГУН: Один из наших кинематографистов запечатлел на пленку работу наших пожарных. Только в 1908 году рождается наше художественное кино. Среди тех, кто снимал царскую семью, было много кинооператоров, но выделились больше всего двое – это Александр Дранков и Александр Ханжонков. Александр Дранков и Александр Ханжонков к 1908 году создают две первые отечественные киностудии, хотя тогда они так не назывались. Они назывались киноателье по аналогии с фотоателье. Самым первым в этом соревновании был Александр Дранков, потому что в 1908 году на его киностудии, а, точнее сказать, в его киноателье снимается самый первый отечественный художественный фильм. У него есть два альтернативных названия – это «Понизовая вольница» или же «Стенька Разин». 10-минутный фильм был снят по мотивам хорошо известной песни, она настолько известна, что считается народной, «Из-за острова на стрежень». И по мотивам этой песни и была снята...
САТАНОВСКИЙ: Топили мы княжну персидскую.
ЖИГУН: Да, «и за борт ее бросает», там так пелось. И про то, как Стенька Разин...
САТАНОВСКИЙ: Посвящение феминизму!
ЖИГУН: Про то, как Стенька Разин, поддавшись провокации своих казаков, бросает за борт персидскую княжну, был снят первый фильм. Он был снят в киноателье Александра Дранкова по сценарию Василия Гончарова. Этот человек у нас еще всплывет. Хотя тогда не говорили еще у нас «сценарий», говорили «сценариус»...
Полностью слушайте в аудиоверсии.