От трёх до пяти «Советская власть внедряла в сознание людей классовую сущность»
Персоны
Час истории. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – историк Андрей Светенко.
СВЕТЕНКО: Я хотел бы первую часть посвятить разговору о том, что очень много в годы Гражданской войны... И вообще вот фразеология – «помещики, буржуи, рабочие, пролетариат» – в сознание людей внедрялось в первую очередь их классовая сущность, классовая принадлежность, и под это всё, так сказать подвёрстывалось, и позиция, и участие, и мероприятия власти. И вот насколько это всё соответствовало действительности и насколько это всё, что называется... Как этот снег на голову нам знаком, что называется, не отражало на самом деле до конца и мотивации в поступках людей, и вообще понимание того, что происходит.
Значит, осенью 1919 года Деникин наступает на Москву. Поход на Москву, всё к данному моменту уже в районе между Курском и Орлом, бои идут. Военное чисто описание боевых действий – то отдельная, конечно, страница, больше всего и известная, больше всего обсуждаемая. Ну, привлекает внимание, потому что это всё война-война – это события, это действия, это героизм. А вот как быть вот с тем, что производство, что с экономикой? Производство стоит или работает? Ну, как в нормальную войну, прости господи, ведь нормальных войн не бывает, конечно, но когда есть понятие фронт и тыл, есть понятие бронь для профессиональных кадровых рабочих, работающих в военной промышленности. Вот как с этим было здесь?
Обращает на себя внимание, что как раз вот в сентябре 1919 года Совнарком за подписью Ленина издаёт несколько декретов, и весьма симптоматичных.
Первое. «Об обязательной регистрации бывших помещиков, капиталистов, лиц, занимавших ответственные должности в царском буржуазном строе». Фактически составление списков бывших олигархов, что называется, на предмет чего? На предмет того, что, как пишет Ленин в этом декрете, цитирую: «...многие бывшие эксплуататоры, оставшиеся в пределах Советской России, – уже вопрос, зачем, – продолжают свои происки с целью помощи Деникину, Юденичу и другим царским генералам, а заводчики и фабриканты на своём тайном съезде подготавливают захват фабрик и заводов».
Во! Цитата. Неужели «бывшие» готовят захват, самозахват предприятий, им когда-то принадлежащих? Сейчас они национализированы, но сразу скажем, что, наверное, вряд ли. Но интересно для начала вообще эту картину-то нарисовать, она, ясно, не перед глазами, не то, что у многих, практически у всех. Значит, о каком масштабе явления мы говорим, вот эти вот помещики... Ну, помещики ладно, это отдельный разговор. Вот заводчики и фабриканты. В России к Революции, к октябрю 1917 года было 5 тысяч 300 предприятий с численностью работников более 20 человек.
САТАНОВСКИЙ: Не так уж и много.
СВЕТЕНКО: Не так уж и много. Из них вот в этот период на территории, контролируемой большевиками, советской властью, хотя линия фронта менялась, конечно, было порядка 3,5 тысяч предприятий. Сами по себе с точки зрения отрасли и производства это были предприятия обрабатывающие, то были предприятия, ну, действительно, производственного сектора и военная промышленность. Это вот Нижний Новгород, Сормово, это Москва, это Петроград. Большое количество текстильных предприятий: знаменитый Иваново-Вознесенский и Владимирский регион – текстильная промышленность. А вот добывающая и производящая сталь, металл и всё необходимое для тяжелой промышленности, Криворожский, Кузбасский бассейн в первую очередь, юго-восток Украины, Донбасс – это всё тыл белых. Это всё у белых...
Полностью слушайте в аудиоверсии.