От трёх до пяти «Понятие "среднее образование" давно пора конкретизировать»
Персоны
О стандартах образования Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский в эфире «Вестей ФМ» беседуют с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Приваловым.
ПРИВАЛОВ: Сейчас один из главных скандалов, единственный содержательный скандал, который идет в области школьного образования, – это скандал насчет стандартов. Прошлое поколение стандартов, которое было принято в период всевластия так называемых реформаторов, оно было такое, возвышенное поколение, там было сказано, что ребенок, заканчивающий школу, должен владеть географическим мышлением, но не было сказано, должен ли он отличать Саратов от Парижа. Неизвестно! Географическим мышлением – надо, физическим мышлением – надо…
САТАНОВСКИЙ: Что это значит?
ПРИВАЛОВ: «Знаешь ли закон Ома?» – не написано; неизвестно!
КОРНЕЕВСКИЙ: То есть оно было неконкретное?
ПРИВАЛОВ: Не просто неконкретное, а подчеркнуто неконкретное! Я, собственно, с тех стандартов и вступил в большую драку, давно проигранную, за образование.
САТАНОВСКИЙ: А до того стандарты были какие-то нормальные?
ПРИВАЛОВ: Видите ли, какое дело, можно уйти с вопросом в историю навсегда, но просто первоначально разговор о стандартах был именно разговор о содержании, а потом как-то развернулся разговор так... Понимаете, написано в Конституции, что у нас всеобщее бесплатное среднее образование. Не написано, что это такое! И поэтому я тогда и писал, что когда вот то поколение стандартов нам впендюривались с колоссальным скандалом, что государство наконец развязало себе руки. Оно обязалось давать бесплатное среднее образование, но не сказало, что такое среднее образование. Сейчас оно принимает стандарты, из которых уже Сократ с Соломоном в кубе вместе не определят, что обязалось сделать государство. Оно обязалось дать ребенку что?!
САТАНОВСКИЙ: А может, оно обязалось просто мозги нам всем запарить и не делать ничего конкретного за те деньги, которые можно расчехвостить?
ПРИВАЛОВ: Вот! Это, собственно, и было! Но потом все-таки школа – это гигантский организм, это сотни тысяч – миллионы людей! Она не может управляться такими игривыми вещами, как предыдущее поколение стандартов, значит, что-то должно быть, людям надо объяснить: сотни тысяч учителей, миллионы учащихся – они должны понимать, где они находятся. Вот, вроде была выиграна битва за то, чтобы новое поколение стандартов содержало конкретные внятные указания на то, чему надо в школе научить. И тут началась новая беда.
Я боюсь, что то, что я рассказываю, интересно только погруженным в проблему.
САТАНОВСКИЙ: Я думаю, это интересно каждому человеку, у которого есть дети или внуки! Умножьте на население страны!
ПРИВАЛОВ: Образование как таковое – да, а детали, может быть, и нет! Например, может быть, мало кому интересно, что когда наши реформаторы образования пропустили очень чувствительный удар – был внезапно назначен министр образования и науки не из их среды – Ольга Викторовна Васильева. Это был очень чувствительный удар!
САТАНОВСКИЙ: Руки-ноги-то повязали!
ПРИВАЛОВ: Вот! Так он немедленно был аппаратно парирован и развернут назад семикратно. Потому что мало того, что новоназначенному (а это было в декабре 2016 года) министру больше года, насколько я знаю, не утверждали ни одного зама, ее душили просто аппаратно, и аппаратно не давали шевелиться...
САТАНОВСКИЙ: Педвузов там нет! Там ничего нет!
ПРИВАЛОВ: Это чуть позже! А потом нанесли уже смертельный удар: вот сейчас министр есть – и все, кроме титула у нее ничего нет! Потому что бывшее Министерство образования и науки разделили натрое: Министерство просвещения, в котором остались школы, и то, что прежде было ПТУ; Министерство образования и науки, где осталось высшее образование и наука; и совершенно фантастическая вещь под названием Рособрнадзор, который проверяет и тех, и других – и ни за что не отвечает!
Полностью слушайте в аудиоверсии.