От трёх до пяти «Помогая Сирии, мы защитили наши экономические интересы»
Персоны
Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – военный эксперт Михаил Азанов.
АЗАНОВ: Самое интересное событие завтра у нас – в Сочи открывается двухдневный саммит Россия – Африка. Очень интересный саммит. Я думаю, что это событие достаточно знаковое, чтобы в дальнейшем определить и стратегию России в Африке, кстати, и ее экономической экспансии и всякой другой экспансии на Африканском континенте. Но к этой стратегии мы должны быть готовы, потому что экспансия подразумевает под собой, что? Она подразумевает под собой наличие инфраструктуры, инструментария: на чем поедем, на чем полетим, на чем поплывем, где у нас порты будут, где у нас будут соответствующие пункты дислокаций и войск, и гражданских компаний и всяких других участников этого процесса экспансии. И это должно быть согласовано и с местными властями в Африке.
Вот мы в прошлых передачах обсуждали вопросы, как мы поедем, какая инфраструктура может быть использована для того, чтобы товары, люди попали из Африки к нам и мы, наоборот, поставляли туда товары, и люди туда ездили, летали, передвигались. Кроме известного всем способа – полета, который сейчас пока не осуществляется в Египет на самолете на отдых, мы обсуждали вопросы железнодорожных поездок прямых и перевозов грузов через Турцию, о которых упоминал Евгений Янович. Можно попасть по железной дороге из России не только в Иран через Турцию, не только в Ирак, но и в Сирию. Сейчас пока в некоторые места нельзя попасть, потому дорога разрушена – я напоминаю, мы это обсуждали, ее надо восстанавливать. И уже очень скоро будем восстанавливать.
КОРНЕЕВСКИЙ: Российские компании будут этим заниматься?
АЗАНОВ: А кто? Мы для этого и помогали Сирии освободиться от терроризма, чтобы наши экономические интересы, в том числе в Сирии, были защищены. Понимаете, когда... Многократно это повторялось, я всегда стараюсь это повторять, не уставая: когда вы придете куда-то со своим бизнесом, со своими интересами экономическими и гражданскими, то вы сразу натолкнетесь на то, что будут желающие этот бизнес у вас отобрать, желающие вас пощипать, пощекотать и так далее. И такие события могут происходить как на уровне совсем бытовом, так и на уровне государственном. Ведь президент недавно сказал, что у нас совершенно другая политика взаимоотношения с африканскими государствами. Мы наблюдаем, что западный мир оказывает давление на правительства африканских стран с целью недопущения взаимодействия этих стран в разных областях с Россией. И это давление не прикрыто, оно как на политическом уровне, на военном уровне, на уровне бизнес-взаимоотношений. Санкции объявлю, не поставлю, накажу и так далее!
САТАНОВСКИЙ: И при этом в Сочи представлены 43 государства руководителями, а еще более десятка на более низком уровне.
АЗАНОВ: Это на саммите. И вот как раз на этом саммите мы показываем, что у нас совершенно другой подход. У нас абсолютно другой подход к взаимоотношениям с африканскими странами. Но при этом мы четко понимаем, что если мы будет действовать беззубо, то всегда найдется желающий какой-нибудь "президент Микрон", который скажет: "У нас интересы нашей страны, бывшей колониальной державы в Африке, очень большие, давайте русским будем мешать в этом".
САТАНОВСКИЙ: Даже если и не скажут, все равно будут мешать.
АЗАНОВ: "Даже мешать" – я имею в виду на политическом уровне, а на физическом, на военном уровне – всегда мешали и будут мешать. К сожалению, это – основа политики западных государств: на постколониальном для них пространстве они продолжают себя чувствовать хозяевами, продолжают чувствовать возможность выкачивания ресурса без каких-либо даже компенсаций или с минимальными компенсациями – вот тебе подачка, чтобы только не визжал. У нас другой подход, но защищать свой подход на месте мы тоже должны. Мы должны помогать укреплять, первое – государственность этих стран, а государственность у нас зиждиться, в том числе и на силовом элементе, и не только военном, ведь силовой – имеется в виду многогранный. Все силовые структуры требуют в африканских государствах укрепления, для того чтобы они сами могли сохранить свою государственность. Я саркастически говорю, чтобы никто не мог вмешаться в выборы, так же как вмешались в выборы Трампа. Вот никто не мог никто физически вмешаться, а ведь вмешиваются: этот президент нравится, не нравится, назначим, не назначим. Сколько за последние там... После перестройки даже.
САТАНОВСКИЙ: Ну, это просто – классика.
АЗАНОВ: Классически – те же Микроны, Макроны меняли президентов во французской Африке, в других африках меняли, я имею в виду в бывших постколониальных территориях: по мановению пальца высаживались десантники и отстреливали неугодных, кто сопротивлялся. У нас другой подход, мы наоборот, так же как в Центральной Африканской Республике, начинаем с того, что существующая власть, если попросила нас помочь им надстроить государственность во всех аспектах – пожалуйста, мы надстроим. При этом мы понимаем, что эта надстройка она не зависит от наших каких-либо предпочтений, у нас в отличие, как сейчас говорят, от Советского Союза идеологических предпочтений нет. У Китая немножко сложнее.
САТАНОВСКИЙ: У них нет идеологических предпочтений.
АЗАНОВ: У них нет идеологических предпочтений, но у них в любом случае за экономикой тут же следует идеология и политика. У нас нет политических интересов в Африке внутри стран. Мы не собираемся вмешиваться ни в какой процесс. Если надстроено правильно государство, то государственные структуры функционируют в соответствии с теми задачами, которые им поставлены, и выполняют их, имеют возможность физическую выполнить их. Вооруженные силы, которые не имеют вооружения соответствующего, не могут противостоять там внешней агрессии или не могут противостоять бандформированиям, которые, допустим, на севере Нигерии действуют.
Полностью запись двухчасового эфира программы слушайте в аудиоверсии и смотрите на нашем YouTube-канале.