Интервью Промзона как место для искусства
Персоны
Вклад промзон в искусство.
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И вот прошла Вторая Российская молодежная архитектурная биеннале. Прошла она уже, как обычно, в самом современном городе России – это Иннополис. И гость сегодняшней нашей программы – это Сергей Чобан, который был и куратором, и председателем жюри этой Российской молодежной архитектурной биеннале. Здравствуйте.
ЧОБАН: Здравствуйте, Григорий. Спасибо, что пригласили.
ЗАСЛАВСКИЙ: Спасибо, что пришли. И расскажите, что вообще, какие цели у этой биеннале. Насколько вообще сегодня вероятен переход от каких-то проектов к чему-то, что может заинтересовать реальную строительную отрасль?
ЧОБАН: Биеннале проводится второй раз в Казани, в Республике Татарстан, по инициативе Министерства строительства и руководства Республики Татарстан. Директор биеннале Наталия Фишман-Бекмамбетова. И надо сказать, что Первая биеннале, которая прошла примерно в это же время, в конце октября 2017 года, выявила победителей и призеров. И надо сказать, что за прошедшие два года они сделали очень ощутимый скачок в своей профессиональной деятельности. И как они сами признают, и как мы видим, благодаря тем успехам, которых они достигли на биеннале. Ну и не только они, все 30 участников финальной выставки, которые были отобраны из нескольких сотен претендентов, которые подавали тогда свои заявки. Тогда их, по-моему, было 300-400, а сейчас их более 700, то есть интерес возрос более чем вдвое. И нужно сказать, что уже тогда те, кто выставлялись, они признавались потом, что сумели зажечь интерес именно в тех регионах, в которых они живут и работают. А цель биеннале, конечно, собирать не только команды из Москвы и Петербурга, но собирать команды со всей страны. И нужно сказать, что те работы, которые были представлены на выставке в этом году и защищались участниками, они очень интересные. И надеюсь, что в Москве мы их тоже увидим. Наверное, даже надо сказать, что они были чуть ли не сильнее, чем в 2017 году.
ЗАСЛАВСКИЙ: Темой этой биеннале была работа с промзонами, с промышленными территориями, которые теряют по понятным причинам свой вот этот промышленный функционал и должны обрести какой-то новый смысл. И вот когда мы смотрим на то, как это происходит в Москве, мы, в общем-то, очень часто видим, что единственное, что остается от промышленного прошлого, это название. И всё, что появляется, это всё новая застройка, и вот этот вот "ЗИЛ-Арт" – потом кто-то будет спрашивать: что такое ЗИЛ? Завод имени Лихачева. А кто такой Лихачев, а что это за завод? И в итоге это становится просто таким вот непонятным словечком. А, собственно, как я понимаю, работа с вот этим вот архитектурным прошлым, она становится необходимой, только когда речь идет о каком-то памятнике, как, например, "Красный Октябрь", там ну невозможно все снести и заново построить. А если бы можно было бы, наверное, так и сделали бы. Ну как, в общем, происходит во всем мире. Если нет никакой необходимости что-то сохранять, то, наверное, лучше все построить заново в новых материалах. Насколько тогда можно говорить о том, что архитектор вступает в диалог с промпрошлым?
ЧОБАН: Ну, во-первых, нужно точно сказать, что отношение к прошлому не всегда было таким чувствительным, каким оно является сегодня. Понятно, что если бы мы вели такой диалог в конце 19-го – начале 20-го века, то никто бы толком и не понял, о чем мы говорим. Тогда архитектурное и не архитектурное сообщество было абсолютно уверено в том (даже тогда, не говоря уже о 18-м веке, например), что все, что делается сегодня, гораздо лучше, чем то, что делалось вчера. И мы можем смеяться на эту тему, но в какой-то степени они были правы, потому что мы видим сегодня окончательный результат: мы видим четвертый Зимний дворец, а не первый, мы видим сегодняшнюю редакцию Парижа, а не то, каким был Париж до Османа, ну и так далее. И мы в известной степени и видим тот самый результат, который вы описывали на примере современного девелопмента. И если этот результат удачный, то действительно никто, в общем, и не вспоминает (может быть, только исследователи) о том, что было на месте этого нового строительства...
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью