От трёх до пяти «Город – поле боя будущего»

14 ноября 2019, 16:08

Персоны

Час милитариста: о городских боях. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – военный эксперт Михаил Ходарёнок.

ХОДАРЁНОК: Доклад был сделан в рамках «Огарковских чтений», о которых мы уже неоднократно говорили, которые проводились под эгидой Центра анализа стратегий и технологий. И с этим докладом выступал независимый военный эксперт Антон Лавров. И на каких моментах он сосредоточился в ходе своего доклада? Начнем с того, что как выглядел городской бой после Второй мировой войны. Примеры масштабных боев за города после Второй мировой войны все-таки единичны. В начале XXI века для военной науки, боевой подготовки, оперативного искусства – это все еще неизведанной территорией во многом остается. А вот современные конфликты на Ближнем Востоке дали целую череду примеров боев за крупные города. А если учесть, что некоторые страны вообще представляют собой, как говорится, один город заканчивается, следующий начинается, то, видимо, все-таки городской бой, бой за город, это все-таки поле боя будущего. Что делать? – возникает вопрос. Городская среда как поле боя помогает сильно обороняющимся, особенно если старый город со стенами толщиной полтора, а то и два метра, с многочисленными подземными коммуникациями. Кстати говоря, во время боев за сирийские города, да и вообще в окрестностях городов очень активно использовались разного рода подземные фортификационные сооружения. Почему именно так? Тут есть объективные и субъективные условия. Вот если, например, у нас в ближнем Подмосковье копнешь лопатой даже на полштыка, сразу вода выступит, ну какие там уже подземные коммуникации могут быть? Там окоп выкопать нельзя полного профиля – траншею. Почему? Потому что – вода! Близко очень уровень почвенных вод. А в Сирии, кстати говоря, вот для этого грунт просто идеален. Там можно закапываться на 10 и на 15 метров вглубину.

КОРНЕЕВСКИЙ: А нефть не пойдет?

ХОДАРЁНОК: Во-первых, нефтяные поля они далеко, и не по всей Сирии, а сам грунт необычно благоприятствует строительству всякого рода пещер, укрытий.

САТАНОВСКИЙ: Поэтому подземные города под Дамаском и Алеппо на десятки этажей уходят вглубину.

ХОДАРЁНОК: Да. Я был даже в некоторых пещерах. И скажу даже так, они производят очень сильное впечатление. Во-первых, даже можно заехать на грузовом автомобиле в некоторые из них, во-вторых, там кафелем стены обложены, к тому времени, когда мы были, уже нельзя сказать, что там была проводка и освещение, остались следы проводки, видимо, было и электроосвещение, был водопровод, и вообще, там жизнь была со всеми удобствами. И попробуй еще их достань в этих подземных пещерах! И опять территория Сирии. Вот за что там зацепишься?! Ну, ведь пустыня! В западной части Сирии, прибрежной, там понятно, там горы небольшие, но там, собственно говоря, и никогда не было вот этих формирований оппозиции и террористов, там проживали всегда приверженцы правительственной власти. А вот та же самая Пальмира – ну вот городок, а вокруг пустыня! За что там зацепиться?! Только и остается, что с полным ожесточением вести бой вот за эту городскую застройку. Многие средства поражения в городском бою не так эффективны как, например, на открытом пространстве.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

От трёх до пяти. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация