Стратегия «Новости давно стали товаром»
Персоны
Владимир Путин, выступая на форуме «Россия зовёт!», заявил, что так называемая «русская угроза» – это миф. Когда наши «партнёры» это наконец осознают? И возможно ли это в условиях информационной войны? Как можно влиять на информационное пространство? Гость Анны Шафран в студии «Вестей ФМ» – кинорежиссер, глава киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.
ШАФРАН: Есть ли у нас, Карен Георгиевич, какие-либо основания предполагать, что в ближайшем обозримом будущем все-таки более разумное видение восторжествует?
ШАХНАЗАРОВ: Нет, я не думаю! Это действительно сопутствует всей мировой истории. Потом, понимаешь, сказал Макрон, сказал еще кто-то, сказал – третий, сказал – пятый – в современной политической жизни так много информации очень противоречивой, которая вообще приводит нас в полный хаос. Мы говорили перед этим, ты сказала о спокойной жизни – ну да, ее никогда не было, но я бы сказал, иллюзия спокойно жизни в советское время, когда я рос, она была, но она была, в основном, за счет того, что мы не имели, конечно, такой информации. В основном, информация была очень дозированная, и она была достаточно положительной. Понятно, что и тогда происходило то же самое, но я имею в виду, у простого человека была ощущение, что он живет в более защищенном пространстве. А сегодня это такой хаос во всем, и надо разбираться.
ШАФРАН: А вот, смотрите, вы сказали иллюзия: действительно ли это была иллюзия, или это вполне была реальная жизнь? Я-то склоняюсь к тому что это были реалии, в которых существовал советский человек, и довольно неплохие, надо сказать, реалии!
ШАХНАЗАРОВ: Это была во многом иллюзия. В то время не принято было, например, смаковать, как сегодня, каждое убийство, так тиражировать, в таких подробностях! Информация стала товаром. В Советском Союзе информация не была товаром, информация была средством идеологического продвижения. А сегодня информация – товар, поэтому вы и ваши коллеги, скажем так, выискивают самое, в их понимании, то, что может заставить человека это прочитать. Поэтому на первом месте убийства, кто-то заявил, что завтра война начнется – это то, что может привлечь внимание. Советская система это тушировала. Если происходила катастрофа самолета, никто по этому поводу много не писал, была отдельная строчка в «Правде» или в «Известиях», что вчера произошла катастрофа такого-то самолета, и на этом все заканчивалось. В принципе, информация была достаточно мягкой. Понятно, что турбулентность и хаос были и тогда во взаимоотношениях с миром, но мы про это так много не знали. Во времена кубинского кризиса мы не знали, например, накала страстей истинного. Это не подавалось в нашей печати таким образом, что вот сию секунду начнется война.
* * *
ШАХНАЗАРОВ: У наших врагов проблем не меньше, чем у нас.