От трёх до пяти «В восточноевропейском кино женщин-режиссёров было больше, чем в Голливуде»
Персоны
Роль женщин в кинематографе стран Восточного блока. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – историк Роман Жигун.
ЖИГУН: Лейпцигская конференция, посвященная женскому кино в Восточном блоке в период с 1945 по 1989 год, была очень любопытна, поскольку это было наилучшее воплощение вот того самого понятия гендерной истории, которое мне очень не хотелось отвечать на экзамене, но которое в отдельных случаях себя более чем оправдало.
САТАНОВСКИЙ: Вы для них были всё-таки равноправный участник...
ЖИГУН: Да, безусловно. Абсолютно.
САТАНОВСКИЙ: ...Или экзотический, неизвестно откуда пришедший на их поле, ну, как часто бывает?
ЖИГУН: Нет. Безусловно. Безусловно. Ничего негативного не почувствовал. Что касается чужих докладов, прежде, чем перейти к тому, о чём я тогда рассказывал... Очень любопытно, что в Восточном блоке женщин-кинорежиссёров было гораздо больше, чем в том же самом Голливуде. И когда проходила конференция, звучали многие знаковые женские фамилии для восточноевропейского кино, а вот найти им какие-то голливудские эквиваленты вот как-то не получалось.
КОРНЕЕВСКИЙ: Но это же логично. Советская же женщина имела больше прав, большее равноправие было. 8 марта и все дела.
САТАНОВСКИЙ: Ну, да. Шпалы ей можно было носить, конечно.
КОРНЕЕВСКИЙ: Например. В том числе.
САТАНОВСКИЙ: Равноправие вещь такая.
ЖИГУН: И плюс говорилось о том, насколько было много женщин-сорежиссёров, то есть вторых режиссёров и помощников режиссёров в восточноевропейском кинематографе. И повторюсь, эта конференция действительно была очень интересная и позволила на знакомые вещи посмотреть просто под совершенно другим углом, через совершенно новую призму. Мне же была дана честь рассказать о двух знаковых женщинах-кинематографистах в польской кинематографии. Мы уже как-то делали передачу, посвящённую именно польскому кино, поэтому повторю эти фамилии и расскажу о них чисто тезисно.
Вот первый кинематографист, о котором мне удалось рассказать аудитории, это полька Ванда Якубовска (или Ванда Якубовская, пишут по-разному в нашей литературе). Это уникальный режиссёр, которая лично прошла через нацистский лагерь Аушвиц, который у нас ошибочно называют чаще всего Освенцим. Освенцим – это название радом находящегося города. Так вот она лично прошла через лагеря Аушвиц и Равенсбрюк. И она, находясь в Аушвице, использовала ту же психологическую установку, которая помогла выжить знаменитому психологу Виктору Франклу. Виктор Франкл – автор знаменитой книги «Психолог в концлагере», он своё пребывание в Аушвице воспринимал, как сбор информации для дальнейших научных исследований на ниве психологии. Точно так же Ванда Якубовска, заключённая в страшнейший из нацистских лагерей, воспринимала своё пребывание в Аушвице как сбор материала для будущей художественной кинокартины.
И она действительно выжила и в Аушвице, и в Равенсбрюке и в 1947 году выпустила кинокартину «Последний этап», которая с одной стороны является художественным полотном, но с другой стороны обладает такой степенью аутентичности, что этот художественный фильм можно по праву назвать художественной кинематографической реконструкцией лагеря Аушвиц. Тем более что она тогда привлекла к работе над кинокартиной очень много бывших узников как Аушвица, так и других нацистских лагерей. В 1964 году она вернулась к тему Аушвица и выпустила вторую кинокартину про страшнейший нацистский лагерь под названием «Конец нашего света». И тогда она привлекла к работе ещё больше бывших узников, как безвестных, так и знаменитых, и вновь получилось с одной стороны сильное художественное произведение, а с другой стороны очень детальная и аутентичная кинореконструкция.
Полностью слушайте в аудиоверсии.