От трёх до пяти «Ханука – праздник победы духа»
Персоны
Об истории Хануки. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – раввин Довид Карпов.
КАРПОВ: Ханука – это праздник прежде всего военной победы. Но дальше мы поймём, что на самом деле главная победа – это победа духа. Потому что, во-первых, военных побед было много, не все мы отмечаем, во-вторых, всё-таки за каждой военной победой стоит именно победа духа, прежде всего. Ну, и наша, я имею в виду российская история, тоже знает много таких побед, когда главным был именно наш дух.
САТАНОВСКИЙ: Да, скорее, уже все списали тебя в расход, и вдруг получилось ровно наоборот.
КАРПОВ: Ну, например, так, да.
САТАНОВСКИЙ: Но единственная у меня просьба: в двух словах расскажи, про что это, потому что не все, кто нас слушает в эфире, знает слово «ханука» совершенно точно, и не все в курсе еврейской истории, а многие и не в курсе русской. Так что в конце концов что-нибудь скажем, про что речь-то.
КАРПОВ: Ну, в двух словах. Забегая вперёд, скажу, что есть как всегда интересные параллели между еврейской историей, которая всё-таки насчитывает 3000 лет, и русской истории, по сути, конечно, и вот события Хануки они на самом деле находят некий отголосок и в нашей отечественной истории. Но об этом чуть позже. А вот что касается истории праздника Хануки... Вообще слово «ханука» означает освещение, имеется в виду освещение храма, освещение жертвенника, ну, или в повседневном языке это означает просто новоселье. Можно сказать, что господь бог справил новоселье, потому что Иерусалимский храм был освещён и, соответственно, божественное присутствие снова могло там пребывать.
Но речь идёт о том, что... Можно начать, как всегда, от печки, что после того, как распалась империя Александра Македонского, диадохи её дружно поделили, соответственно, образовалось несколько более маленьких империй. Иудея оказалась на территории империи Селевкидов. Ну, это нам не привыкать, потому что Иудея к тому времени уже утратила свою независимость, но...
САТАНОВСКИЙ: Так и хочется сказать, как Крым на Украине, но я промолчу.
КАРПОВ: Ну, сейчас до Крыма, до Украины может быть ещё доберёмся. Но сначала Ближний Восток. Так вот Александр Македонский – кстати, еврейская традиция хранит очень уважительное к нему отношение – он отнёсся с пониманием к еврейской традиции: не стал устанавливать, как это было принято, свою статую в Иерусалимском храме, не стал насаждать греческую культуру, что, в общем-то, он любил, и в этом плане еврейский народ очень благодарен Александру Македонскому. Это редкий пример такого вот правителя, особенно для того времени. Но когда Александр Македонский умер, и мы оказались под властью Селевкидов, там всё пошло иначе. Был такой Антиох IV, который имел прозвище Эпифан, то есть любитель мудрости, а на самом деле в народе его звали Эпиман, то есть безумный. Он был такой ревностный поклонник греческой культуры. Греческая культура – это в нашем понимании примерно то же самое, что вот западная культура, в которой в принципе ничего плохого нет, так же, как и в греческой культуре, когда её не начинают насаждать силой и когда она не вступает в конфликт со своими национальными ценностями. В данном случае это, безусловно, было так, потому что греческая культура – это языческая культура, и когда он стал устанавливать статуи греческих богов в храме, понятно, что Иудея не могла к этому отнестись спокойно.
Полностью слушайте в аудиоверсии.