Авторские материалы Двойные ценники: обман или ошибка?
Персоны
Россиян под Новый год ждут двойные ценники. Покупатели замечают, что перед праздниками магазины стали чаще выставлять не те цены, которые пробивают на кассе. Все подобные расхождения, как правило, трактуют не в пользу клиента. Что это – уловка с целью обсчитать или просто ошибка? И как правильно действовать в такой ситуации? В теме разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов.
По статистике, именно перед зимними праздниками людей обсчитывают на самые большие суммы. Во многих магазинах действует постоянная система двойных цен: для тех, у кого есть их особая карта, и для всех остальных. Но у большинства торговых точек это – временное явление. Например, висит старая цена, а рядом новая – просто чтобы народ прочувствовал свою выгоду. Или стоимость товара зависит от количества купленных единиц: чем больше – тем дешевле. Часто эти скидки не срабатывают, и лишь на кассе человек узнает, сколько реально стоит данный товар.
Обычно в такой ситуации в магазине говорят, что забыли убрать "низкий" ценник и платить нужно по более высокому. Покупатели видят в этом злой умысел и намерение обсчитать. Но, как правило, все более банально. Под Новый год маркетологи часто меняют цены и придумывают массу новых акций, а персоналу бывает лень возиться с этим креативом. Комментирует руководитель аудиторско-консалтинговой компании «АИП» Сергей Елин.
ЕЛИН: Понятно, что ретейл хочет увеличить свою прибыль, повысить цены, но все происходит впопыхах, в состоянии ажиотажа. В некоторых случаях возможна надежда на то, что, раз в каком-то коротком промежутке времени цены будут действовать, то, чтобы туда-сюда их не переделывать (а ведь после Нового года будет спад спроса), возникает осознанное нежелание корректировать ценники в надежде, что и так сойдет.
Была ли ошибка в ценнике или это так задумано – покупателю в принципе неважно. Закон исходит из того, что клиент всегда прав, поэтому имеет право получить товар по той цене, которая написана. Обычно конфликт из-за неправильных ценников решается просто: товар убирают из чека, и человек уходит. Это вполне законный вариант действий, но клиент не обязан на него соглашаться. Если бумажный ценник действительно есть и на нем написана более низкая цена, чем та, которая забита в базу кассового аппарата, то человек все равно имеет право купить по той цене, которая указана на бумажке. Это гарантирует закон, а значит – можно спокойно требовать от кассира скидку. Технически это не всегда возможно, касса просто «не продаст» по иной цене, чем забита в ее память. Тогда нужно купить товар за те деньги, которые указаны в чеке, а разницу можно получить наличными или переводом на карту. Это немного хлопотная процедура, но вполне реализуемая, говорит эксперт по правовым вопросам московского отделения «ОПОРЫ России» Светлана Петропольская.
ПЕТРОПОЛЬСКАЯ: Если стоимость значительная, можно попробовать получить компенсацию в размере разницы двух цен. Для этого нужно сфотографировать чек, стоимость на ценнике, обязательно оставить запись в жалобной книге и ее тоже сфотографировать, написать претензию на имя директора магазина с требованием компенсации. И в случае, если ответа не последует, можно обраться в суд.
Что особенно приятно для покупателя, получить разницу в цене можно даже в том случае, если обсчет обнаружился не на кассе, а гораздо позднее. Причем наличие или отсутствие чека здесь не принципиально. Например, человек купил со скидкой дорогой сыр или колбасу, пришел домой, съел их, а потом сообразил, что денег в кошельке стало меньше, чем должно было быть. Вернулся в магазин, нашел ценник, посчитал, понял, что переплатил, обратился к менеджеру, тот поднял записи из кассового аппарата, нашел товар, сравнил с ценой, отдал деньги. В крайнем случае придется писать жалобу. Но как минимум электронную копию чека магазин выдать обязан, добавляет Светлана Петропольская.
ПЕТРОПОЛЬСКАЯ: Это не безнадежная ситуация, потому что сейчас все магазины применяют онлайн-кассы, все чеки отправляют в налоговые органы. В принципе он может вернуться в магазин и запросить восстановление чека, продублировать его на электронную почту. Варианты восстановления информации есть, но здесь уже, конечно, будет сложнее.
Кстати, именно по этой причине персоналу магазина нет смысла сознательно обсчитывать клиентов. Все деньги, собранные сверх нормы, будут учтены как дополнительная прибыль предприятия. Вынуть потом из кассы или как-то поощрить сотрудников премиями за «находчивость» не может ни кассир, ни директор. Это, конечно, не значит, что все кругом честные. Супермаркеты чаще обманывают не с ценами, а с качеством, например, продавая просрочку под видом готовых блюд. Обвешивают и обсчитывают – в основном в небольших магазинах у дома, в продуктовых лавках и на рынках. Там для этого есть все условия, говорит Сергей Елин.
ЕЛИН: Я думаю, что поглядывать стоит везде. Просто если мы говорим про какой-то маленький магазин, где стоит хозяин у прилавка и он не пробивает чеки, то в данном случае этот самый хозяин или его продавец может положить деньги себе в карман, поскольку сумма не фискализирована, чек не пробит. Если же это крупный ретейл, то там вся выручка фискализируется, все пробивается. И там, скорее, речь идет о технической ошибке.
Эпоха бумажных ценников постепенно уходит в прошлое. В Подмосковье сейчас супермаркеты тестируют специальные миниатюрные табло. Вместо бумажек с цифрами на полках висят электронные экраны, которые высвечивают актуальную стоимость, синхронизированную с кассой. Пока что жалоб на эту систему нет, и, вероятно, она будет введена по всей стране. Правда, остаются вопросы: как будут работать акционные предложения? Влезут ли в маленький экран две цены плюс описание и условие скидки? Не будет ли путаницы из-за товаров, переставленных с полки на полку? А также другие нюансы торговли.