Пятый аргумент «Оценка – это всегда субъективно»

13 января 2020, 18:10

Персоны

Министр просвещения Ольга Васильева заявила, что скоро в аттестатах об основном и среднем общем образовании появятся зачёты и незачёты по музыке, изобразительному искусству и физкультуре. Может быть, стоит внедрить такой способ оценки в отношении всех предметов, не сдаваемых учениками по системе ЕГЭ? Эту тему в эфире «Вестей ФМ» Владимир Аверин обсуждает с Народным учителем России, членом Общественной палаты Ефимом Рачевским, врачом-психотерапевтом высшей категории Александром Федоровичем и слушателями.

АВЕРИН: Насколько я знаю, в ваших школах – теперь вот так, наверное, правильнее говорить – система «зачет-незачет», в принципе, уже применяется?

РАЧЕВСКИЙ: Применяется ненавязчиво и достаточно давно, не всеми, и не везде. Вот я внимательно вас слушал сейчас и подумал: а если выпускник примет решение поступать в Государственный университет физической культуры и спорта, удовлетворятся ли там системой «зачет-незачет»? Наверное, они предложат ему какие-нибудь дополнительные испытания.

АВЕРИН: Равно как если он захочет поступать в институт Репина в Санкт-Петербурге или в «Строгановку» в Москве.

РАЧЕВСКИЙ: Да, или, там, в «Строгановку», то тогда давай покажи свой результат. Кстати сказать, был период когда при поступлении в вузы работала такая штука как средний балл аттестата. Сейчас на это в Российской Федерации не смотрят. Но появились дети, которые вот у нас школе, собираются поступать в Шанхайский университет, они изучают китайский, а китайцы смотрят на средний балл аттестат, в Европе смотрят средний балл аттестата, а у нас не смотрят средний балл аттестата. Как вы думаете, почему?

АВЕРИН: Я думаю, что только потому, что наша школа совсем не озабочена тем, чтобы готовить абитуриентов для китайских или европейских вузов.

РАЧЕВСКИЙ: Нет, наши вузы не доверяют среднему баллу аттестата, который выставляют в школах! И правильно делают.

* * *

АВЕРИН: Огромное количество людей пишут о том, что если отобрать у ребенка возможность получать тройку, четверку или пятерку, в основном – пятерку, то тогда это снизит у него мотивацию, так ли это?

ФЕДОРОВИЧ: Нет, это не так. Вопрос мотивации вообще специфический, он мало зависит от внешних причин, скорей всего мы путаем слово «мотивация» со словом «желание», потому что в любом другом варианте словом «мотивация» мы подменяем слово «стимул». Здесь это не совсем одно и то же, потому что мотив – это когда реализуются мои желания, а стимул – это когда я нахожу в себе силы, чтобы реализовать желание другого человека.

АВЕРИН: Мне казалось всегда, что стимул это извне, когда погонщик стимулом тычет…

ФЕДОРОВИЧ: Совершенно верно, этой палочкой тыкают в соответствующее место быков… Но здесь большая разница. Суть этой разницы сводится к тому, что разные люди по-разному реагируют на эти вещи: для одного стимул и мотив – это одно и то же для того, чтобы собрать какую-то волевую составляющую свою характерологическую и начать движение, для другого – это момент, который, в принципе, действует очень и очень разрушительно на процесс. Это момент номер один. Момент номер два: когда мы говорим об оценках, мы говорим о чем? Мы, естественно, говорим о некоей глубокой субъективности процесса, что иначе не может быть, потому что оценка – это всегда субъективно, объективным там не бывает ничего. Здесь на авансцену выходит система баллов, то есть иными словами, когда мы обсуждаем вопросы о пятибалльной системе в Советском Союзе, да, там были какие-то градации. Потом, я помню, была ситуация, когда мы предложили 100-бальную, 10-бальную системы и так далее… Но сложность заключается в том, что отличить, например, один балл от двух баллов ни один из экспертов не смог…

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Пятый аргумент. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация