От трёх до пяти «Ленд-лиз помог нам избежать ещё больших жертв в войне»
Персоны
Час милитариста: о роли ленд-лиза в победе СССР над гитлеровской Германией и многом другом. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – военный эксперт Михаил Ходарёнок.
ХОДАРЁНОК: У нас же вот патриоты есть профессиональные, получают за это деньги и числятся в патриотах. Есть патриоты такого идиотического направления. Что я лично под этим понимаю? Маленький пример для начала. Когда начинаешь с такими людьми рассуждать о роли и значении ленд-лиза, а она была, кстати, достаточно высока, я приводил неоднократно примеры, что в плане поставки только грузовых автомобилей и легковых автомобилей повышенной проходимости, это были цифры просто несоразмерные не в нашу пользу. Я имею в виду грузовики «Студебекер», например...
САТАНОВСКИЙ: Иначе на чем воевать?
ХОДАРЁНОК: На чем воевать-то...
КОРНЕЕВСКИЙ: Но они с нас за это деньги взяли.
ХОДАРЁНОК: И деньги – правильно, и мы эти «Студебекеры» возвращали, а они их варварски сразу... Причем они проверяли комплектность до последнего гаечного баллонного ключа, и тут же отправляли эту машину под пресс! А потом грузили остатки в корабль, вот так с ними... То есть, во-первых, это и небесплатно, во-вторых, мы их возвращали, но тем не менее они свою роль сыграли, например, если мы там произвели 2,5 тысячи легковых автомобилей повышенной проходимости типа ГАЗ-67 или ГАЗ-67Б, а от американцев получили таких 50 тысяч автомобилей, то есть, вот в чем разница!
САТВАНОВСКИЙ: Да просто не было ничего у нас...
ХОДАРЁНОК: Да. Это только два показателя. На самом деле, если начать перебирать... Например, телефонный кабель, который мы практически не производили, телефонные аппараты, средства связи, средства борьбы с подводными лодками. У нас многие вещи вообще не делались, потому что в ходе революции страна была разорена, она и до революции находилась...
САТАНОВСКИЙ: Просто надо понимать: идет бешеная, сумасшедшая работа по эвакуации заводов из зоны будущей оккупации за Урал, монтаж – все правильно, но мы в каком состоянии-то были? Транзит нам этот вообще почти катастрофа-катастрофа...
ХОДАРЁНОК: Со всем этим только что можно сделать? Только согласиться, вот в чем закавыка. Патриот идиотического направления обычно что говорит? Да и черт с ней, с этой помощью, и без них мы бы войну выиграли! Вот когда слышишь такое, начинаешь хвататься за голову, волосы дыбом встают. В принципе, у некоторых людей с неокрепшими умами вот какой вопрос возникает: после Курской дуги там можно было и не воевать, исход был ясен. Спрашивается, что же они так до самого последнего дня ожесточенно сопротивлялись?
САТАНОВСКИЙ: Еще до рейхсканцелярии надо было дойти.
ХОДАРЁНОК: Да. А в чем смысл заключается? У них же тоже были вполне осознанные цели ведения вот такого типа противоборства. На что они рассчитывали? Они рассчитывали на то, что рано или поздно живая сила у русских закончится. А она действительно году практически закончилась, после войны 7 лет никого не призывали в вооруженные силы. У них на это и был расчет. А теперь представьте себе, что не было бы этих 50 тысяч автомобилей легковых, не было бы 200 тысяч «Студебекеров». Это какими бы жертвами пришлось заплатить?
САТАНОВСКИЙ: Реально могли не выиграть, что говорить...
ХОДАРЁНОК: Да... То есть, как Манштейн на это ставил – один из лучших стратегов гитлеровской Германии, что рано или поздно живая сила у русских должна закончиться!
Полностью слушайте в аудиоверсии.