Традиции Государство не знает, чего хочет от культуры?
Персоны
Чего государство ждет от культуры?
КОРНЕЕВСКИЙ: Здравствуйте, в студии Сергей Михеев и Сергей Корнеевский. Сергей Александрович, здравствуйте.
МИХЕЕВ: Здравствуйте, Сергей. И сегодня у нас в гостях режиссер, но просто, на мой взгляд, потрясающе интересный и очень глубокий и разносторонний человек Карен Георгиевич Шахназаров, который в особых представлениях не нуждается. И вот я вас благодарю, Карен Георгиевич, что вы сегодня согласились поучаствовать в нашем эфире.
ШАХНАЗАРОВ: Спасибо вам.
МИХЕЕВ: Ну и оттолкнемся все-таки от актуального повода. Смена правительства и в том числе замена министра культуры вызвала массу всевозможных толков, разговоров. Я не буду в конъюнктуру такую углубляться политическую и в личности и персоналии, но, вот наш взгляд, какими все-таки в современной России вы бы видели отношения между государством и сферой культуры? Потому что очень много разговоров про то, что вот, знаете, вот не смейте требовать с творческих людей какой-то ответственности. Вот государство просто должно давать деньги и отпускать, значит, на все четыре стороны, а там уже художник, он как вот там себе придумает, так и придумает, а вам там нравится, не нравится – это ваше личное дело. Насколько я себе могу представить, я не хочу как бы программировать ваш ответ, тем более, что это и невозможно, но вот мое личное мнение, если позволите, я скажу. Я считаю так, что если все-таки государство какую-то политику имеет и дает деньги, наверное, какая-то форма ответственности, хотя бы моральной, она должна быть. Вот ваш взгляд на эти вещи, как и в том числе человека из сферы культуры много лет.
ШАХНАЗАРОВ: Здесь весь вопрос в том, а что собственно государство хочет от культуры. И я бы сказал, что в этом, наверное, основная проблема современной России, что, в общем, это хотение государства никак не сформулировано. Ну, то есть я имею в виду что? Допустим, Советский Союз, там вообще у культуры были свои задачи. Я сейчас не говорю, плохо это, хорошо, но в принципе были определенные установки. Они, если хотите, даже… ну, я советский режиссер, я вырос в СССР, я воспитывался, я хорошо помню, в принципе нам вкладывали в голову смысл нашего существования: мы должны сделать мир лучше, мы должны сделать человека лучше. Это просто прямым текстом нам говорили, там во ВГИКе когда я учился, потом приходил молодой режиссер, когда там сценарий, допустим, принимал или не принимали, это была такая как бы установка. Порой это, конечно, выглядело уже достаточно догматично и, прямо скажем, тоже не вполне работало. Но я имею в виду, тем не менее это были конкретные какие-то цели, которые перед нами ставили. Вот сегодня у нас государство никак не формулирует никаких вообще целей перед культурой, и я думаю, что в этом проблема, в этом главная проблема. В общем, на мой взгляд, есть два пути вообще существования культуры. Советский, надо сказать, очень эффективный. В общем-то, Советский Союз за 70 лет создал вообще-то мощнейшую культуру во всех областях. Она была, да, она была такая, как бы государство этим занималось. И есть другой путь – американский. И надо сказать, американцы тоже создали мощную культуру. Но там, в общем, государство впрямую никаким образом не участвовало. То есть там, как известно, даже министерства культуры никогда не было и нет. Тем не менее, надо отдать должное американцам, там, как ни говори, но они создали эту культуру, понимаете? И вот в этом смысле ваш вопрос можно тогда переадресовать, давайте разберемся, что государство собственно хочет от культуры, какую идею вообще должна российская культура нести. Тогда уже можно отвечать на вопрос, что должны деятели культуры, как они должны реагировать...
Слушайте в аудиофайле!