Традиции Монах бежит от мира, чтобы его духовно преобразить
Персоны
Что такое монашество? Для чего нужен этот институт? Истоки появления, миссия и традиции. Об этом Сергей Михеев беседует с игуменом Дионисием.
МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это программа "Традиции", Сергей Михеев.
И у нас сегодня в гостях игумен Дионисий (Шлёнов) – наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря города Москвы, заведующий аспирантурой и профессор Московской духовной академии, кандидат богословия. Отец Дионисий, я вас приветствую.
ДИОНИСИЙ: И я вас приветствую.
МИХЕЕВ: Вот сразу, прям с ходу, чтобы для людей было понятно: что значит Андреевский ставропигиальный мужской монастырь? Ставропигиальный. Потому что, мне кажется, далеко не все вообще понимают, разбираются в этих терминах.
ДИОНИСИЙ: Андреевский монастырь – монастырь, посвященный святому мученику Андрею Стратилату, святому начала 4-го – конца 3-го века, который пострадал в окрестностях Антиохии героически. Шел в Персидский поход, будучи еще не крещенным, но уже с глубокой верой. Под его руководством был отряд в 2500 воинов, которые тоже были не крещеные и проникнутые его верой. Они одержали победу, вернулись по сознанию христианами, были подвергнуты мукам, гонениям за Христа, но отпущены и потом в горах в окрестностях Антиохии окончательно приняли мученическую кончину, успев перед ней креститься. Такой краткий подвиг Андрея Стратилата, который является покровителем воинства, что и в современную эпоху очень актуально. Он был покровителем воинства Византии, Руси. И вот Андреевский монастырь – почему? Потому что в 1591 году татарские войска стояли напротив русского воинства, отступили в День Андрея Стратилата – 18 августа по старому стилю, 1 сентября по новому. Провиденциально пришелся день на начало учебного года. А монастырь наш еще и училищный. Ставропедиальный – от греческого слова "воздвигать крест", воздвигать патриарший крест, то есть патриарший монастырь. Это древняя традиция ставропедиальных патриарших монастырей, которые подчиняются непосредственно святейшему патриарху. В случае Русской церкви подчиняется монастырь святейшему патриарху Кириллу.
МИХЕЕВ: По крайней мере, для многих это, я думаю, новость. Потому что вот эти слова как бы у нас повторяют, и вроде мы считаем, что все люди ну хотя бы немножко православные. В реальности, конечно, ситуация такая более сложная, особенно после длительного такого богоборческого периода: кто-то что-то слышал, кто-то что-то знает, понимает. Но вот основная тема, на которую как бы сегодня хотелось бы поговорить: а вообще что такое монашество? Я понимаю, что это как бы такой вопрос большой, объемный, но тем не менее. Ну ладно, вот верим мы в Бога. Ну ладно, так сказать, вот ходим в церковь там, ну, предположим, ставим свечки, молимся за своих родных, близких. Это, там условно говоря, народ понимает. А вот институт монашества – как он появился, каковы как бы его мотивы, побуждения, зачем это, для чего это в этом мире? Вот мне кажется, что у нас очень большое количество людей как бы или этого не понимают, или над этим не задумываются, или, в общем, скажем так, находятся в таком, так сказать, некотором недоумении. Я понимаю, что вопрос такой грандиозный, но тем не менее попытаемся к нему подступиться хотя бы.
ДИОНИСИЙ: Ну вот я всю жизнь занимаюсь (не прям с утра до вечера, но тем не менее достаточно интенсивно) творениями монаха Никиты Стифата, который жил в 11-м веке, был учеником Симеона Нового Богослова. И около 25 лет тому назад в моем сознании запечатлелась его фраза: "Начало жизни по Богу – полное бегство из мира". И вот эта формула, она передает монашеское житие. То есть монах, он полностью сбегает из мира, полностью уходит из мира, но только начинает жить для Бога. И при этом это бегство из мира делается не для того, чтобы осудить мир, а для того, чтобы, можно сказать, духовно преобразить и вымолить мир.
Полностью слушайте в аудиоверсии!