Картинка

Традиции Будущее Европы в символах: православный разбор Игр в Париже

31 августа 2024, 01:15

Персоны

Церемония открытия Игр в Париже – это манифест, в котором Европа выразила свое представление о будущем. Носило ли действо намеренно антихристианский характер? Как все происходящее отразило состояние современной западной цивилизации? Какие вехи отражены особенно ярко и устроит ли нас этот рисунок будущего? Об этом Сергей Михеев беседует с Саввой Мажуко.

МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это Сергей Михеев и программа "Традиции".

У нас в гостях архимандрит Савва Мажуко — священник Белорусской православной церкви, насельник Никольского монастыря в Гомеле, православный публицист, писатель и телеведущий. Я вас приветствую, отец Савва.

МАЖУКО: Здравствуйте.

МИХЕЕВ: Вроде бы прошла Олимпиада в Париже. Вызвала она массу, так сказать, и разговоров, и недоумения, и откровенного возмущения, особенно церемониями открытия и закрытия, которые, по мнению многих, носили непотребный характер, может быть, даже намеренно антихристианский и сатанинский, по оценке многих. Например, я так считаю. Но это же ведь было не просто открытие и закрытие какого-то конкретного мероприятия. Как мне кажется, это был некий символ состояния современной западной цивилизации. Я вот знаю, что вы – редкий человек из христианского, по крайней мере, сообщества, который из таких, скажем так, профессиональных побуждений вынужден был посмотреть все это представление. Потому что мы-то в основном видели, так сказать, какие-то его куски. И очень хотелось бы услышать вашу оценку того, что происходит. Потому что, конечно, среди экспертного сообщества политологического, скажем, оценки были, понятно, местами поверхностные, местами, может быть, даже и правильные, но все равно основанные на поверхностном просмотре каких-то наиболее скандальных эпизодов. Как вы увидели, и вот что это вообще было за событие? Потому что совершенно очевидно, что оно не было про спорт, оно было про что-то другое.

МАЖУКО: Безусловно, это был манифест. Но манифест, написанный языком искусства. И именно поэтому я считаю, что церемония открытия – это интереснейший эпизод для культуролога, потому что там было так много использовано символики, отсылок, аллюзий, что гурманы подобного аналитического труда, они, конечно же, с удовольствием примкнут к этому зловонному источнику, я бы так сказал. Но мне кажется, мы переоцениваем степень осознанности. То есть я считаю, что это действительно богомерзкое, сатанинское действо. Но не думаю, что создатели ставили себе целью оскорбить христиан. Мы просто видим часть эпизода, один небольшой эпизод того большого беззакония или тайны беззакония, которое разворачивается на протяжении столетий. И в этом манифесте очень хорошо видны вехи, на которые делают акцент создатели этого перфоманса, по большому счету. Мне кажется, что ключевое здесь – это то, что это проговаривается языком искусства. А искусство – это дитя эпохи, оно имеет свойство выбалтывать секреты своего времени. И вот то, что мы видели, это не намеренная провокация, мне кажется, это именно выбалтывание того, что они сами не понимают абсолютно, не понимают, что здесь происходит. И главный символ, на который следует обратить внимание (я всегда обращаю внимание именно на это и своих читателей, своих слушателей всегда призываю обращать внимание, когда мы имеем дело с произведением искусства), смотреть – присутствуют ли в произведении дети. Потому что это сразу рисует как образ будущего. И вот манифест, который мы сейчас наблюдали, это была не ретроспектива истории Франции, которую совершенно естественно ждали почитатели подобного рода спектаклей (хотя там были проставлены, правда, акценты), это был рисунок будущего: как себе видят будущее те, кто мыслит мифами, те, кто принадлежат к цеху искусства и культуры. И главными действующими лицами этой церемонии были дети.

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Традиции. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация