Картинка

Традиции "Отказ от воспитания — это самая большая ошибка в образовании"

7 сентября 2024, 01:06

Персоны

Образование и воспитание в России: что было раньше и что происходит сейчас? Как в этом процессе сочетаются воспитание и образование? И куда мы придём, если эти две сферы не будут развиваться вместе и в соответствии с национальными интересами России? Об этом Сергей Михеев беседует с Кареном Шахназаровым.

МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это Сергей Михеев, программа "Традиции".

Темой нашей сегодняшней передачи будет образование и воспитание в России: каким оно было, каким оно стало, каким оно есть и каким оно, может быть, должно быть. В сентябре эта тема в любом случае актуальная. Но вот сегодня моим собеседником будет Карен Георгиевич Шахназаров – генеральный директор киноконцерна "Мосфильм", кинорежиссер, народный артист Российской Федерации. Карен Георгиевич, я вас приветствую.

ШАХНАЗАРОВ: Да, здравствуйте, Сергей.

МИХЕЕВ: Мы с вами оба не специалисты, конечно, хотя ясно, что имеем какой-то жизненный опыт и взгляд на эти вопросы, так сказать, и проблемы. Но, с другой стороны, может быть, для не специалистов, а для людей, которые, скажем, просто живут в этой жизни и не равнодушны к тому, что происходит, я думаю, что такой взгляд тоже полезен. Потому что все-таки чиновники – у них своя работа, педагоги – они внутри этого процесса находятся. Но, тем не менее, воспитание и образование – это для всех нас, это наше будущее. Собственно говоря, вот то, что закладывается в школе, в высшем учебном заведении, в других учебных заведениях, это и есть формирование будущего таким, какое оно будет и для нас с вами, и для всех, как настоящего и будущего. Вот если начать с таких самых общих вопросов: ваше впечатление от того, в какой сфере, то есть в каком состоянии эта сфера находится сейчас. Потому что я уверен, что какие-то, так сказать, замечания и мысли по этому поводу есть практически у любого человека, потому что это действительно всех касается.

ШАХНАЗАРОВ: Прежде всего, я хотел бы не согласиться с вами в одном вашем тезисе, что мы не специалисты. Я так не считаю. Вы знаете, отдавать образование только, как говорится, тем людям, которые непосредственно имеют какое-то образование образовательное, ну это тоже такое дело, мне кажется, не вполне правильное. Я, например, занимаюсь всю жизнь кино, но кино так или иначе занимается воспитанием, это одна из функций вообще кинематографа. У него много функций, но одна из функций – это и воспитательная, безусловно. А вы – один из ведущих политологов, политических аналитиков, журналистов страны, поэтому вообще это тоже в вашу профессиональную деятельность входят, на мой взгляд, и какое-то такое понятие, как воспитание. Поэтому мне кажется, что в этом смысле мы можем вполне отвечать за свои слова, высказывать свое мнение. Это другой вопрос, что оно может быть не вполне категоричным, но во всяком случае у нас есть на это право.

МИХЕЕВ: Карен Георгиевич, с удовольствием принимаю вашу поправку.

ШАХНАЗАРОВ: Да. А то, знаете, это несколько стало таким общим местом: дескать, вы не специалисты, и чего вы там нам рассказываете. Но, к сожалению, мы видим, что результат деятельности многих так называемых специалистов за эти 30 лет. И, понимаете, на мой взгляд, весьма плачевный этот результат. Именно так я могу ответить на ваш первый вопрос. Я сталкиваюсь с уровнем образования среди молодежи довольно часто, в силу своей профессии я работаю и с молодыми актерами, да и в силу того, что я являюсь руководителем очень крупного предприятия. В том числе у нас, между прочим, есть свои курсы, очень много работаем мы с молодыми людьми, которые приходят к нам учиться на разные профессии. И поэтому у меня есть вполне, как говорится, выстраданное личным опытом мнение по поводу качества образования в современной России. В общем, оно очень невысокое. Я просто поражаюсь, насколько современная молодежь мало что знает: мало знает и из истории, конечно, из культуры, из литературы.

Слушайте в аудиофайле!

Традиции. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация