От трёх до пяти «Лучше хороший фильм про Человека-паука, чем плохой – про войну»

4 февраля 2020, 16:07

Персоны

Гость программы «От трёх до пяти» – историк Роман Жигун.

У микрофонов – Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.

В документальном кино про войну всегда снимается что-то во время боя, а что-то снимается потом. Потому что иначе цена съёмок может оказаться слишком высокой...

Фильмы о Великой Отечественной войне – самый строгий экзамен для кинематографистов.

ЖИГУН: Вот, кстати говоря, уникальный случай, когда снимали не освобожденный Аушвиц, а освобожденный Майданек. Вот там очень повезло – лагерь освободили, и рядом оказались польская съемочная группа и советская. Там с разницей примерно в сутки сначала польская начала снимать, а потом – советская, и там действительно в прямом смысле слова по горячим следам снимали. Когда происходила съемка, в каком-то смысле, можно сказать, что еще не остыли крематории! Но там был определенный элемент везения, что съемочные группы оказались в том самом месте в то самое время, когда лагерь был освобожден! Тогда – да, абсолютно аутентичные кадры, снятые почти день в день с освобождением.

САТАНОВСКИЙ: Я вам скажу, что элемент везения был еще в том, что там было еще кого снимать, если уж на то пошло!

ЖИГУН: Да! Кстати говоря, очень интересно сравнивать польские и советские фильмы: то ли два разных фильма, то ли две вариации одной кинокартины – просто две съемочные группы двух разных стран все-таки исходили из разных соображений. Поэтому вроде как одна и та же хроника, а вот акценты расставлены по-разному!

САТАНОВСКИЙ: А как у поляков они снимали? Как наши – более-менее мы знаем!

ЖИГУН: Знаете, там надо в очень большие тонкости углубляться, на это можно потратить целый эфир. Я просто скажу, что поляки тогда, скорее, снимали для внутренней аудитории, а наши, когда уже шел этап монтажа, решили, что это будет для зарубежной аудитории, и поэтому – совершенно разные акценты. Как раз из той диспозиции, что поляки это снимают для поляков, а наши снимают кинодокументы, которые хотят представить на международной арене.

САТАНОВСКИЙ: Ну, на какой-нибудь Нюрнбергский трибунал – там снимаешь явно не так, как для своей многотиражки!

ЖИГУН: Да! Поэтому акценты были совершенно разные.

И вот мы плавно перешли к той теме, которую, собственно, мне бы хотелось обсудить – это фильмы о Великой Отечественной войне! Еще в первый день этого года нам всем напомнили, что нынешний год – это год 75-летия Победы. Поэтому тема кинематографии, связанной с Великой Отечественной войной, она как никогда актуальна! Я хочу сказать, что, на мой взгляд, фильмы о Великой Отечественной войне – это самый строгий, самый сложный экзамен для кинематографиста! Это та тема, которая, в отличие от многих других, не терпит вот просто вообще никакой фальши!

Один мой знакомый высказал суждение, достаточно популярное, и я его озвучу именно для того, чтобы категорически с этим суждением не согласиться! А суждение достаточно расхожее. Вод один мой знакомый однажды сказал: «Лучше плохой фильм о войне, чем хороший фильм про Человека-паука». Вот категорически не согласен, потому что тема не оправдывает содержание! Вот как раз про Великую Отечественную войну или снимать хорошо, или не снимать вообще! Вот это мое категорическое суждение, разумеется, оценочное, от которого я, пожалуй, не отступлюсь. И если у нас выбор между плохим фильмом о войне и хорошим про Человека-паука, пусть лучше хороший про Человека-паука. Вот не надо лишний раз трогать святое и проявлять именно на этом поприще какой-то непрофессионализм.

«Вести ФМ» в Telegram

Полностью слушайте в аудиоверсии.

От трёх до пяти. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация