От трёх до пяти «В новых российских фильмах про войну просто нет сценария»
Персоны
Час милитариста: о недостатках современных отечественных военных фильмов и многом другом. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии "Вестей ФМ" военный эксперт Михаил Ходарёнок.
ХОДАРЁНОК: Первое: нет какого-то впечатляющего сценария. Вот сценарный материал просто отвратительный! Нет там никакой вот такой истории, которая была бы положена, чтоб человек вышел из кинотеатра и заплакал. Вот это первый момент. Нет.
КОРНЕЕВСКИЙ: Хотя такие страницы в нашей истории есть.
САТАНОВСКИЙ: Они не то, что есть, они всю историю страны составляют!
ХОДАРЁНОК: Так что бери журнал боевых действий любой гвардейской дивизии, читай и будешь плакать и восторгаться...
САТАНОВСКИЙ: Хоть трагедии, хоть комедии, хоть романтика! Ой!..
ХОДАРЁНОК: Да. Сценарный материал есть богатейший. Только, как говорится, прильни к источникам, и всё тебе там станет... Не выдумывай ничего! Это первый момент. Второй момент. Вот я как-то раз говорил, что у нас в современных – в современных, подчёркиваю – военных фильмах никто не руководит боем. Ни с нашей стороны, ни с немецкой. Всё это происходит как-то спонтанно совершенно. Даже командиры бегут в общей цепи, там размахивая наганами и стреляя... Куда ты там стрелял из своего нагана?! На расстояние 600-800 метров что ли?
САТАНОВСКИЙ: Патроны тратить.
ХОДАРЁНОК: До первой траншеи первого оборонительного рубежа противника? Ну, не в этом даже дело. Дело в том, что боем никто не руководит. Немцы показаны какие-то там... Грязные чудовища. Где, собственно говоря, воинское мастерство, которое, в общем-то, присутствовало с той стороны? В значительной степени присутствовало, надо прямо сказать.
САТАНОВСКИЙ: Лучшую армию мира победили. Мы кого-то, в общем, побеждали?
ХОДАРЁНОК: Опять-таки, врагами надо гордиться, иначе, кого вы там победили? Но ни в одном из фильмов не увидишь, чтоб там немцы проявляли какое-нибудь воинское мастерство, что на солдатском уровне, что на высшем офицерском. А это была характерная черта, извините за выражение, вермахта.
КОРНЕЕВСКИЙ: А героизм был?
САТАНОВСКИЙ: Был.
ХОДАРЁНОК: Был. От этого тоже никуда не деться.
САТАНОВСКИЙ: Был. Отличные лётчики, отличные танкисты. Да вы чего?!
ХОДАРЁНОК: Ну вот возвращаемся, скажем. Мы на чём зафиксировали? Первое: боем никто не управлял. Вот никто. Ну, не видно никаких признаков военного искусства. Я не говорю о том, что там надо делать какой-то учебный фильм типа, например, отрабатывать элементы корпусной операции, да упаси бог! Не в этом дело. Но показать хотя бы, что на войне, чтобы победить, надо управлять этим процессом.
САТАНОВСКИЙ: Ну, эпопея "Освобождение", там было много жизненней.
ХОДАРЁНОК: Да. Управлять в сложной обстановке. У нас этого всё меньше и меньше. Далее: надо исключить из военных фильмов элемент уголовщины, которая туда внедряется. Просто усиленно внедряется, на уровне главных героев, можно сказать, в фильмах. Это, безусловно, у нас присутствовало в некоторых штрафных подразделениях, это никогда не носило массового характера.
КОРНЕЕВСКИЙ: Уголовщина – что вы имеете в виду?
ХОДАРЁНОК: Главный герой, например, с уголовным прошлым. Ну вот что это такое?
САТАНОВСКИЙ: А любят у нас режиссёры просто бандитов.
ХОДАРЁНОК: Потом не надо туда как-то запускать, в эти фильмы, я прошу прощения за это выражение, "кровавую гэбню", как у нас сейчас модно говорить в некоторых кругах. Безусловно, работники особых отделов, работники СМЕРШа присутствовали, так сказать, в общей картине Великой Отечественной войны, но они занимались своими делами, и их вот, собственно говоря, деятельность вот как-то на многие аспекты войсковой деятельности уж не оказывала такое влияние...
САТАНОВСКИЙ: Да многие в бой ходили.
ХОДАРЁНОК: Да. Потом не надо их представлять в отрицательном свете, это во многих фильмах. Что ни фильм – обязательно там злодей какой-то...
САТАНОВСКИЙ: Мода!
ХОДАРЁНОК: Причём такой, 96 пробы злодей. И, наконец, всё-таки вот герои в военных фильмах, особенно в командном звене, должны разговаривать на военном языке.