От трёх до пяти «Рисков в металлургии хоть отбавляй»
Персоны
Час металлурга: об охране труда и промбезопасности. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – эксперт в области металлургии Юрий Мишин.
МИШИН: Ведь сами прекрасно представляете, что, во-первых, металлургические предприятия – это, пожалуй, одни из крупнейших, если не крупнейшие такие промышленные объекты у нас в промышленности, в экономике. Во-первых, масштабы огромные. Занимаемые территории – это десятки квадратных километров. Там огромные расстояния, огромное количество всевозможных производств, огромное количество материалов, которые поступают на это предприятие и которые, соответственно, потом проходят из одного передела в другой. Это сотни и даже иногда тысячи, железнодорожных вагонов сырья и всевозможных материалов в сутки. Представьте, такой объём, который надо получить...
САТАНОВСКИЙ: Да, представляю.
МИШИН: ...Разгрузить, задать в производство. И, соответственно, он потом проходит все стадии металлургического передела.
САТАНОВСКИЙ: Десятки тысяч людей работают на крупнейших заводах.
МИШИН: Десятки тысяч людей.
САТАНОВСКИЙ: На каждом из них.
МИШИН: Непрерывное производство. По сути, люди проводят на этих предприятиях, ну, фактически треть своего времени. И при всём при том, там они имеют дело и с технологическими процессами, которые связаны, и с повышенными температурами. Ну, жидкий металл, в конце концов, это 1500 градусов. И с оборудованием, тяжелым оборудованием, и огромное количество транспорта.
КОРНЕЕВСКИЙ: Евгений Янович, я помню, всегда любит вспоминать про пьяную крановщицу на заводе "Серп и молот".
МИШИН: Да, кстати говоря, огромное крановое хозяйство.
САТАНОВСКИЙ: Не пьяную, а спящую.
КОРНЕЕВСКИЙ: Ах, спящую!
САТАНОВСКИЙ: Заснувшую от усталости. Пьяные у нас были рабочие.
КОРНЕЕВСКИЙ: Были всё-таки. Ужас какой! Представляете? Это ж опасное дело.
МИШИН: Не, ну, учитывая, что она перевозит ещё на этом кране, это тоже, в общем... Да. И ведь всё это оборудование работает на электричестве, значит, огромное напряжение, электрические сети. То есть рисков больше, чем отбавляй. И конечно проблемам аварийности, охране труда, промышленной безопасности всегда уделялось очень такое серьёзное внимание. И в советские времена, помните, у нас существовали и соответствующие подразделения на предприятиях, там служба по охране труда, и были такие надзорные организации, как Госгортехнадзор, например, прочие. Там тоже существовали достаточно жёсткие такие нормативы в этой области. Но я хочу сказать, что всё равно как-то очень часто вот все эти заморочки, связанные с охраной труда, – их воспринимали как некую такую досадную помеху, которая мешает выполнению важной стратегической, производственной задачи.
САТАНОВСКИЙ: Нарушали всё, что можно. Всегда.
МИШИН: Ну да. А вы помните вот риторику тех лет? Там часто бывало, когда ты открываешь, например, центральную газету какую-нибудь, и там заголовок: партия сделала замечательный подарок... там каким-нибудь металлургам Магнитки. Она им построила новый прокатный стан. Или там: тульские металлурги сделали партии большой подарок. Они на 2 дня раньше срока завершили там какой-нибудь ремонт доменной печи и досрочно запустили её в работу.
САТАНОВСКИЙ: Ну да. Это точно.
МИШИН: Ну, действительно, каждый день простоя такого крупного агрегата – это потеря нескольких тысяч тонн металла.
Полностью слушайте в аудиоверсии.