Традиции Парад – духоподъемное мероприятие
Персоны
Парад – это и внешняя политика, и возможность показать военный бюджет. А нужна ли нам подобная демонстрация техники – или вместо этого стоит собраться чайку попить? Почему парады не проводят в США?
МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это программа "Традиции", Сергей Михеев. И у нас в гостях Алексей Валерьевич Исаев – военный историк, кандидат исторических наук. Здравствуйте, Алексей Валерьевич.
ИСАЕВ: Здравствуйте.
МИХЕЕВ: Алексей Валерьевич, давайте поговорим о параде, который предстоит 24 июня, и вокруг которого было столько много разговоров. Получилось так, что в этом году (ну этот год вообще непростой), в этом году пришлось перенести с 9 мая на 24 июня – на тот день, когда он проходил в 1945-м победном году, 75 лет тому назад. И я бы хотел вот с чего начать, может быть, с таких каких-то более отвлеченных вопросов. Мне интересно ваше мнение. Вот достаточно часто тут приходилось слышать (много всякого, так сказать, скандального обсуждения было), приходилось слышать о том, что вообще парады – это такая устаревшая традиция, парады, они вообще не нужны. Ну и дальше, как обычно, приводятся в пример какие-то якобы очень продвинутые, так сказать, демократические страны, где, вот смотрите, вообще нет парадов, и зачем это надо, это анахронизм, это атавизм и прочее-прочее, надо от этого отказаться. Вот давайте просто, так сказать, соберемся, там чайку попьем или что-нибудь обсудим по телевидению. На ваш взгляд, вообще парад – это что такое, вот какое его символическое значение? И вообще нужны нам парады или нет?
ИСАЕВ: Здесь сразу вспоминается простой пример с Францией, которая продолжает проводить парады, и вряд ли кто-то может упрекнуть Францию, что она является отсталой страной. А в целом, помимо каких-то внутриполитических посылок, парады очень часто использовались для, например, демонстрации новых видов вооружения, для того, чтобы опять же показать: а вот у нас есть! То есть это показ такой вполне деликатный, то есть не выпячивая наличие того или иного образца вооружения, а именно походя: что вот мы проводим парад, посвященный какому-то историческому вопросу, а заодно вам показали, что у нас есть. То есть это вещь на самом деле, в том числе и имеющая внешнеполитическое значение. Ну и опять же для граждан страны она показывает, что вот есть военный бюджет, вот он, пожалуйста, едет по площади. И техника обновляется, выглядит она нормально, то есть такие вещи, как бы в том числе показывающие (как ни банально это прозвучит) как единение вооруженных сил с народом.
МИХЕЕВ: С одной стороны, как бы это такое, скажем так, духоподъемное мероприятие, на мой личный взгляд. Вот я сколько себя помню с этими парадами, когда ты видишь военную технику, когда ты видишь демонстрацию военной силы, пусть кто угодно говорит что угодно, но, честно говоря, настроение поднимается. И я помню это с детства, так или иначе настроение приподнятое становится. Даже я, кстати говоря, наблюдал это и по современной молодежи, которая иногда тоже так пытается изображать из себя пацифистов. Когда они видят воочию это военную технику, когда они видят воочию парады, вот этот слаженный марш, так сказать, подразделений, у многих просто автоматически появляются улыбки на лице, хотя вроде бы они люди уже из совсем другой эпохи, на них это как-то эмоционально воздействует позитивно. Но, помимо всего прочего, да, вы правы: речь идет, во-первых, о демонстрации на внешнеполитическом треке способности вооруженных сил, ну и, кроме всего прочего, действительно вот готовность вооруженных сил к тому, чтобы защитить людей, и единение, так сказать, с людьми, и все, что с этим связано. А вот просто (я думаю, что вы в курсе) один из примеров – это Соединенные Штаты Америки. Нам говорят: а вот в США не проводятся парады. А почему у них вот такая традиция не сложилась? И вообще так ли это, что у них не проводятся парады?
ИСАЕВ: Ну, на самом деле США – это своеобразная страна со своей историей, и у них традиции несколько просто другие.
Слушайте в аудиофайле!