Картинка

Теория империй Человек ты только в Риме, вне его ты полуживотное

12 сентября 2020, 00:10

Персоны

Продолжаем разговор об идеологемах в Древнем Риме и США. Зона цивильного проживания и зона варварства. Посмотрите на отношение к афроамериканцам в Америке – резкое отличие внешнего и внутреннего статуса. Какие аналогии напрашиваются сами собой...

ШАФРАН: Здравствуйте, друзья. Это "Теория империй". Сергей Судаков.

СУДАКОВ: И Анна Шафран. Здравствуйте.

ШАФРАН: Мы продолжаем проводить параллели между Древним Римом и Соединенными Штатами Америки. Ведь известно, что США были построены по образу и подобию Древнего Рима. А если мы знаем, как когда-то проистекали события, можем предполагать, как они будут разворачиваться и сегодня. И мы продолжаем наш увлекательный радиосериал.

СУДАКОВ: Мы действительно его продолжаем. Предмет нашего исследования – "большие идеологии". Те идеологемы, которые складывали Рим, и, конечно же, те идеологемы, которые формируют Соединенные Штаты Америки. Дело в том, что прошлый раз мы как раз начали проговаривать ряд идеологем, и, конечно же, из этих идеологем составляется большая-большая идеологии. Не существует ни одной страны, нации, национального государства и, конечно же, империи, в которой не было бы идеологии. Вот отсутствие идеологии – ну это тоже идеология. Понимаете, в чем дело, мы как-то говорили о том, что когда человек говорит "не верю", ну это тоже особый тип веры, который есть в нем. Давайте по порядку. Мы прошлый раз уже поговорили о части идеологем, которые формировали римское сознание, ну и сейчас, я полагаю, мы поговорим об основных, более важных идеологемах. Смотрите, римляне по рождению своему (особенно это касалось последнего столетия перед наступлением христианства), каждый римлянин делил общество, вообще все цивилизации на зону цивильного проживания и на зону варварскую. Цивильное проживание относилось прежде всего к области полюсной организации. И римляне полагали, что вот то формирование государственности, которое у них есть, та государственная община, то сообщество, которое выстраивается, они являются основой цивилизованного государства. Все остальное, что не входило в Рим, относилось к простому понятию: варварство либо общество дикарей. Единственное место на земле, где ты человек по-настоящему – это Рим, во всех остальных обществах – ты полуживотное. Но для того, чтобы стать человеком, нужно было понимать, через что ты должен будешь пройти. Первое, что ты должен сделать, это ощутить свое единство с другими людьми через свой язык (конечно, через латынь). Но ты должен его не просто знать, ты должен прекрасно понимать, что язык – это часть большой цивилизации. Ты должен понимать, что кроме твоего языка, на котором ты говоришь, ты должен усвоить основные правила игры, которые существуют в каждом обществе. И вот эти правила игры как раз идут от рождения. Каждого, кто рожден в Риме (неважно – просто он простой плебей, либо он родился в хорошей аристократической семье), он изначально должен быть избран, потому что он рождается в той стране, где каждый является богом избранным. То есть избранность при рождении, невзирая на то место, где ты родился, невзирая на твой статус, ты уже являешься частью цивилизации. Посмотрите, как это перекликается с американским обществом. Когда вы приедете с Сент-Луис, когда вы будете в тех штатах, которые называются "классическими черными штатами", то увидите, насколько низко друг к другу относятся афроамериканцы. Но посмотрите, когда эти же афроамериканцы приезжают в Европу, да, приезжают в Россию, приезжают в другие страны мира, как к ним относятся даже на границе. Им достаточно продемонстрировать свой паспорт, и их статус мгновенно меняется. Получается так, что их внутренний статус и внешний статус очень сильно отличаются. Хотя, казалось бы, ведь мы же всегда говорили, что за статусом стоит положение в обществе, деньги, связи – то, что тебя делает носителем большой гордыни...

Слушайте в аудиофайле!

Теория империй. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация