Теория империй Идеология: какие они – пути достижения хорошей жизни
Персоны
Без идеологии не существует ни одно государство. Почему кто-то утверждает, что Древний Рим прекрасно без нее обходился? Что пошатнуло либеральные приоритеты Римской империи и как это отразилось на ценностях Соединенных Штатов Америки?
ШАФРАН: Здравствуйте, друзья. Это "Теория империй". Сергей Судаков.
СУДАКОВ: И Анна Шафран. Здравствуйте.
ШАФРАН: Мы продолжаем проводить параллели между Древним Римом и США. Потому что известно: Америка была построена по образу и подобию Древнего Рима. А если известно, как когда-то разворачивались события, значит, можно предположить, как они будут разворачиваться и сегодня. И у нас очередная серия нашего радиосериала.
СУДАКОВ: Я полагаю, что было бы интересно, если бы сегодня поговорили о такой вещи, как идеология. Огромное количество источников говорит, что в Риме не было никакой идеологии, что Древний Рим прекрасно обходился без каких-либо идеологических окрасов, и что идеология приходит к нам исключительно тогда, когда происходят великие потрясения, такие как Французская революция. Тогда начинают более актуализироваться разные типы идеологии, тогда же рождается и консерватизм. Но это, конечно, будет сильно позже. Дело в том, что я полагаю, что без идеологии ни одно государство не существует, тем более империя. Есть какая-то движущая сила, которая позволяет каждому человеку идти вперед, и в том числе должна быть сила, которая двигает легионы. Не бывает просто так, чтобы человек живет без идей. Ведь мир эйдосов, мир идеологем, если хотите, тех же концептов, он существовал всегда. Когда мы говорим о том, что же такое идеология, идеология – это некая формула хорошей жизни для каждого. По большому счету, получается так, что когда мы говорим об идеологиях, мы прежде всего говорим о том, что есть пути достижения этой хорошей жизни. И не только через государственное управление, через формы и режимы этого управления и то, как выстраивается власть. Но эта власть (любая власть, которая существует), она должна обретать некую другую формулу, она должна зарождаться в сердцах тех граждан, которые поддерживают статус этого государства. Давайте по порядку. Если мы посмотрим важные аспекты того, как зарождается Рим, то Рим зарождается по очень простым принципам: государство, которое крайне похоже на то государство, которое называется Соединенные Штаты Америки. Рим строит свой "град на холме" по принципу свободных и независимых граждан, где те принципы, которые называются либеральные, являются приоритетными. То есть самое главное – это свобода граждан в их волеизъявлениях, это свобода их выбора своих жрецов и свобода в ведении любой экономической деятельности. На таких основаниях появляется этот город на Тибре, но потом что-то очень сильно меняется. И это "что-то" очень сильно меняется в последнее столетие до нашей эры. Меняются принципы. Меняются принципы того, что называется хорошая жизнь, меняются принципы достижения власти. Если изначальный принцип, который действовал в Риме, был очень простой – индивидуализм: каждый человек хорош в том, что он индивидуален, и он может сам добиться очень многого, то впоследствии этот принцип начинает вырождаться, и коллективизм начинает преобладать. То есть в коллективе мы чего-то стоим, а индивид не стоит ничего. Но такое появляется тогда, когда происходит очень жесткое и жестокое расслоение общества на управляемых и управленцев. И вот, кто управляют, они становятся настолько оторваны от общества, что они перестают отождествлять, что такое концепция хорошей жизни. Они прекрасно понимают, что концепция хорошей жизни для них присутствует всегда. Они не понимают, что есть очень тяжелая жизнь землевладельцев, очень тяжелая жизнь пахарей, очень тяжелая жизнь легионеров. И отрыв между управляемыми и управленцами становится попросту чудовищным. Никакие вопросы справедливости, они не ставятся как таковые. Но без вопросов справедливости не существует полноценная империя...
Слушайте в аудиофайле!