Теория империй История рабства
Персоны
Расизм в Древнем Риме и США. Насколько он был развит ранее и что происходит сейчас?
ШАФРАН: Здравствуйте, друзья. Это "Теория империй". Сергей Судаков.
СУДАКОВ: И Анна Шафран. Здравствуйте.
ШАФРАН: Мы продолжаем проводить параллели между Древним Римом и Соединенными Штатами Америки. Потому что известно: США были построены по образу и подобию Древнего Рима. А если известно, как когда-то проистекали события, можем предположить, как они будут развиваться и сегодня. И на этот раз мы поговорим о рабстве.
СУДАКОВ: Да. Понимаешь, в чем дело? Вот те события, которые происходят сейчас в Америке, мы видим огромное количество бунтов, мы видим все те лозунги, что "жизнь черного имеет значение". Но посмотрите, как вообще развивалась история рабства. Я вот хотел бы совместить, наверное, две вещи: я хотел бы поговорить про рабство, и в контексте разговора про рабство я бы хотел пару слов буквально сказать о том, как стоял расовый вопрос. Насколько вот расизм, он был развит или не был развит в Древнем Риме, насколько он был развит в Соединенных Штатах Америки. Если мы посмотрим на Древний Рим, мы посмотрим, насколько там был разноперстый такой состав рабов, то пренебрежения к темнокожим рабам абсолютно не было никогда. То есть они считались достаточно цинично хорошей тягловой силой. То есть они были более сильные, они были более выносливые, и они занимались в основном такими работами, в которых нужны были грубые силы. В том числе достаточно хороши такие рабы были тогда, когда их выпускали в качестве гладиаторов, они хорошо исполняли, отыгрывали свою роль. И, конечно же, когда ставились спектакли и показывали, что Карфаген был разрушен, вот для этого использовали огромное количество людей с черной кожей. Но вот именно эти спектакли привели к тому, что пошло определенное верование о том, что Карфаген, он является, исключительно имеет один этнический состав – чернокожие. Но на самом деле это неправда, Карфаген никогда не был тем градом, где жили исключительно люди нубийского типа, это неправда, они были другими. Они были похожи больше на скорее других совершенно людей, нежели на тех людей, которые рисовали в спектаклях.
ШАФРАН: Но и сегодня в Северной Африке, мы понимаем, что живут далеко не только негры и арабы. А, например, в Алжире местные жители называют себя берберами, они говорят: мы не арабы, мы берберы. И по своему антропологическому виду, скажем так, они больше напоминают европейцев с темным цветом кожи.
СУДАКОВ: Да, ты абсолютно права. Ты понимаешь, вот если посмотреть, как выглядели карфагеняне, я так понимаю, что это очень были похожие на жителей Южной Италии, это абсолютно европейские черты лица, но смуглая кожа. Да, отличительная черта – смуглая кожа, солнца много. Но, простите, ну везде, где много солнца, люди все равно имеют чуть-чуть оливковый оттенок.
ШАФРАН: Смуглая кожа, да.
СУДАКОВ: Это нормально, в этом ничего такого нет. Побудете вы немножко на отдыхе, и вы обретете тоже немножко смуглый цвет кожи.
ШАФРАН: Ну так, чтобы совсем огрубить, чтобы было понятно нашим слушателям, мы же любим представлять то, о чем мы думаем, или то, о чем мы слушаем. Мне кажется, что карфагенян можно было бы представить вот как обычных европейцев сегодняшних, но вот смуглых, они вот так выглядели скорее всего в подавляющем большинстве.
СУДАКОВ: Ты абсолютно права.
ШАФРАН: Но это было в Африке.
СУДАКОВ: Да, да, совершенно верно. Но когда ставились спектакли с гладиаторами, то роль карфагенян всегда исполняли именно африканцы такого нубийского типа. Делали это абсолютно специально, абсолютно специально...
Слушайте в аудиофайле!