Теория империй Империю губят излишества
Персоны
Роскошь и избыточное потребление. Как Рим перестал себя прокармливать. Сила не в роскоши, а в правде и вере. Бытовая революция.
ШАФРАН: Здравствуйте, друзья. Это "Теория империй". Сергей Судаков.
СУДАКОВ: И Анна Шафран. Здравствуйте.
ШАФРАН: Мы продолжаем проводить параллели между Соединенными Штатами Америки и Древним Римом. Потому что первые были построены по образу и подобию вторых. А это значит, если мы знаем, как когда-то развивались события, значит, можем предположить, как они будут развиваться и сегодня. Очередная серия нашего долгого и увлекательного радиосериала.
СУДАКОВ: Я предлагаю сегодня поговорить на политическую, а, может, и не на политическую тему, которая называется "роскошь". Мне казалось, что во многих фильмах, во многих наших представлениях о Риме и о современных Соединенных Штатах Америки мы всегда приводим некое чванливое понимание того, что такое есть роскошь и избыточное потребление. Понимаете, в чем дело вот неоднократно мы говорили о том, что человеку не нужно очень много, человеку нужно столько, сколько ему хватало бы. Получается так, что многие империи сыпятся тогда, когда правящий класс перестает понимать принцип достаточности, достаточности во всем: достаточности в одежде, в вещах, в еде, достаточности даже в оружии. И мы много раз говорили о том, что достаточность в оружии – это очень важная вещь. Не нужно иметь 800 тысяч ядерных боеголовок, чтобы уничтожить человечество, достаточно гораздо меньше, потому что это уже достаточно для того, чтобы человечество стало смертным. Рим во многом, конечно, погубил себя не только потому, что было огромное количество роскоши, а во многом произошло то, что называется излишнее потребление. Рим стал столько потреблять, что он не мог себя прокормить, и во многом это было настолько некачественно, что это была так называемая чужая, чужеродная роскошь. Это та роскошь, которая потребляла практически все те ресурсы, которые вырабатывала огромная целая империя. К чему я веду? Я веду к тому, что я хочу сейчас потихонечку пробежаться по каким-то основным моментам, которые сделали Рим не таким сильным. Ведь сила не в роскоши, а как мы всегда говорим, в абсолютно только в двух вещах: сила в правде, сила в правде и сила в вере И это очень важно. А вот когда это уходит на второй план, то появляются некие другие приоритеты, появляется некоторое другое. В Риме произошла так называемая бытовая революция, ну ее описывали по-разному, и прежде всего многие говорили о том, что Рим стал пользоваться чужеземной роскошью. Римляне сами по себе никогда не были чванливыми людьми, они всегда прекрасно понимали, что есть некие нормы, правила, которые достаточны для проведения нормальной достойной жизни. Но как только появились рабы, как только появились угнетенные нации, как только появились оккупированные территории и захваченные территории, пошли деньги, большие деньги. Эти деньги пришли прежде всего к аристократам, и это деньги, которые делились между правящим классом, эти деньги нужно было вкладывать. И римляне стали вкладывать колоссальнейшие деньги в свой быт прежде всего. Появляется огромное количество предметов роскоши, которые выставляются в домах. Прежде всего это очень красивые банкетки, которые во многом делаются из черного дерева, отделываются бронзой, отделываются серебром, вставки из слоновой кости. Это все не местное производство, это произведено все было, конечно же, на Африканском континенте во многом. Это то, что привозилось из Египта, это то, что появляется и навсегда закрепляется уже потом как римское. Вот, например, простой пример: римляне подарили нам интересную вещь – подставку под салфетки. Классическое кольцо, куда вставляется салфеточка, это римское изобретение, потому что только по качеству того кольца, куда вставляется салфетка, можно было сказать о твоем статусе. Бронзовое, серебряное, а может, даже и золотое кольцо – это опять же статус. Дело не в еде, которую ты подаешь, а дело в том, сколько стоит эта еда. Качество не имеет никакого отношения: вкусно, не вкусно, как приготовлено – это дело другое. Главное, чтобы это была редкость, главное, чтобы это было не столько изыскано, сколько дорого...
Слушайте в аудиофайле!