Интервью Соскучился по искусству – всегда найдешь себе что-то по вкусу

26 декабря 2020, 19:08

Персоны

Музеи выстояли? Культурные проекты в современных реалиях. Что возможно передать в онлайн? Итоги уходящего года в арт-сфере: как изменилась жизнь музеев.

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. В конце года самое время подводить культурные итоги года, а в этом году, конечно, чрезвычайно непростые. Но начать подведение итогов мы решили с арт-итогов года. И я с удовольствием приветствую в этой студии двух пришедших "живьем" бесстрашных арт-критиков, соблюдающих все необходимые санитарные ограничения и нормы социального дистанцирования. Это Дарья Курдюкова. Дарья, добрый день.

КУРДЮКОВА: Здравствуйте.

ЗАСЛАВСКИЙ: И Александр Панов. Здравствуйте, Александр.

ПАНОВ: Здравствуйте.

ЗАСЛАВСКИЙ: Два замечательных арт-критика, два человека, которые, пока указом мэра Москвы не были закрыты не только временные выставки, но и постоянные музейные экспозиции, ходили на то, что можно, "живьем", смотрели все, что показывали музеи в онлайне. И, конечно, здесь есть уникальная возможность поговорить о том, что музеи могут передать в онлайне, что способно оцифрованию, а что нет. Потому что я, когда был только первый карантин (почему я улыбаюсь), я буквально там через неделю был в Историческом музее. Вы знаете, чувство счастья у смотрителей, они не могли его скрыть. Понимаете, все хорошо, они на рабочем месте – и никто их не тревожит, можно спокойно сидеть, не вставая, не подходить к каждому посетителю, не напоминать о том, что можно, а чего нельзя (собственно, в основном чего нельзя). И я думаю, что, тем не менее, вот эта вот эйфория, она прошла довольно-таки быстро. Ну и, собственно, ваша жизнь была не только опасна, но и трудна, потому что, конечно, арт-критики, они существуют для того, чтобы и сами вы получали удовольствие от каких-то новых проектов музейных. И вот этого всего не было. Мы видим, как музеи заявляют о продлении своих выставочных экспозиций до там конца мая следующего года. Это, я так понимаю, оптимисты, которые предполагают, что в январе или феврале им позволят открыться, и таким образом эти выставки свое время сумеют отработать. Вот буквально на днях встречался с одной замечательной театральной художницей, она рассказывает, как примерно раз в месяц она получает там откуда-то из Цюриха или из Берлина письмо, что этот проект переносится на столько-то, на столько-то, и сейчас спектакль, который должен был выйти осенью этого года, уже перенесен на 23-й год. И это понятно, что поскольку карантины не закончились нигде, то это не окончательный перенос сроков премьеры. Какие из итогов вам кажутся сейчас самыми существенными? И можно ли говорить о том, что музеи выстояли, а если выстояли, то в чем?

КУРДЮКОВА: Мне кажется, что выстояли ли музеи, мы увидим тогда, когда пройдет какое-то время после их открытия. Потому что сейчас пока не понятно, ну то есть вот миллионные потери, которые подсчитывали еще весной крупные музеи вроде Третьяковской галереи и Пушкинского музея, сейчас их уже вот на последней пресс-конференции перестали как бы озвучивать. И понятно, что все ждут открытия и говорят о том, что уже без этого просто невозможно. Помимо того, что музеи – самые или одни из самых безопасных мест в условиях тех, в которых мы находимся. Поэтому мне кажется, что несколько месяцев должно пройти после открытия, поскольку музейные проекты делаются долго, и нужно понимать, останутся ли партнеры и спонсоры, с которыми их делают, будут ли по-прежнему в силе договоренности о международных проектах. …

ПАНОВ: Загадывать, наверное, поскольку все-таки мы как бы не только подводим итоги года, но и говорим о прогнозах каких-то, от прогнозов я категорически отказываюсь, потому что никто ничего не знает. И, в общем, музеи закрыты, многие частные галереи закрыты, хотя в принципе частные галереи все-таки работают в таком полузакрытом порядке. То есть все-таки там "хозяин – барин", и по договоренности с владельцами их посещать можно. Поэтому если там кто-то совсем уже устал, соскучился по искусству, то вот можно всегда там найти себе там по вкусу. Но, правда, это галереи, которые прежде всего занимаются современным искусством, поэтому это на любителя, скажем так, я отлично отдаю себе в этом отчет. Нет, но тоже есть какие-то свои преимущества у таких вот историй, потому что можно делать выставки на свежем воздухе...

Слушайте в аудиофайле!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация