Авторские материалы Дальнобойщики пересели на грузовички: как экспресс-доставка изменила рынок грузоперевозок
Персоны
Водители большегрузов перешли на экспресс-доставку. Крупные транспортные компании говорят о дефиците дальнобойщиков и повышают цены на грузоперевозки. Одна из причин – развитие онлайн-торговли: водителям выгоднее брать небольшие заказы. Обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов продолжит тему.
Спрос на доставку грузов по России растёт, а свободных фур – всё меньше. По подсчётам сервиса Ati.su, за последние месяцы число доступных грузовиков снизилось почти на 25%. То есть каждая четвертая тонна "дальнего" груза ждёт отправки, но везти всё это некому. Комментирует гендиректор компании "Рустранс-спедишн" Кондратий Гайкевич.
ГАЙКЕВИЧ: Сейчас идёт спрос c 2020, который догоняет 2021 год. И у многих производителей уже сейчас выкуплено всё по сентябрь, потому что на рынке уже полгода говорят о повышении утильсбора, поэтому все стараются закупиться по старой цене. Ну и в целом меры по "обелению" рынка грузоперевозок дают свой эффект.
Среди причин дефицита кадров эксперты называют уход дальнобойщиков в компании по экспресс-доставке товаров. Е-commerce серьёзно поднялся во время пандемии, и сегодня зарплаты водителей развозных грузовичков начинаются от 80 тысяч рублей в месяц. На междугородних перевозках люди получают больше, но и работа сложнее, говорит основатель компании Superjob Алексей Захаров.
ЗАХАРОВ: Если люди меняют дальнобойные перевозки на что-то поближе, значит, условия, которые они тут получают, лучше: за те же самые деньги меньше работать. Дальнобойщики всегда зарабатывали существенно больше, если мы возьмём то же самое количество времени за рулём. Но и работа более тяжёлая, и рисков больше.
С рынка междугородних перевозок уходят и частники. Это водители, которые не один год проработали в транспортной компании и потом купили подержанный тягач, чтобы работать на себя. Но дорогое топливо, налоги и новые правила труда для шофёров приводят к закономерному финалу: через несколько лет половина частников продаёт фуры и пересаживаются на грузовики поменьше. Самые успешные водители уверяют, что на местных перевозках можно зарабатывать по 200 – 300 тысяч в месяц.
ВОДИТЕЛЬ: 12 часов работы – 12 тысяч рублей в кармане за день. Но это, правда, не "чистые", "грязные". Если брать рекорд, у меня было 22 500 в день.
Нехватка дальнобойщиков подняла расценки на грузоперевозки: с начала года они выросли на 10%. Некоторые эксперты не исключают, что из-за этого могут подорожать товары и продукты. Хотя Кондратий Гайкевич не видит прямой связи между повышением тарифов на междугородние перевозки и ростом цен в магазинах.
ГАЙКЕВИЧ: Есть ещё доходы торговых сетей, есть конкурентная борьба между производителями. И если условный Mars или условная Coca-Cola в следующем году покажут не 300% прибыли, а 250, ну, да, будет очень грустно для них.
Дефицит профессиональных водителей стал глобальной проблемой. По опросам Международного союза автотранспорта, в Европе и Азии остаётся невостребованной каждая пятая вакансия дальнобойщика. Шофёрская элита стареет (средний возраст водителей фур превышает 50 лет), а молодёжь не хочет идти в профессию из-за непростых условий труда.
Эксперты полагают, что нехватка водителей может сказаться на международной торговле и в целом на мировой экономике. Некоторые страны срочно запустили кампании по обучению женщин-дальнобойщиц. Но пессимисты говорят: проблему дефицита кадров могут решить только беспилотные грузовики и дроны по доставке грузов.