Интервью Екатеринбург – классное место для художественного высказывания

4 сентября 2021, 00:08

Персоны

Современное искусство в городской среде – на заводе, почте, в кинотеатре, цирке. Не обязательно ждать будущего, чтобы заниматься индустриальным искусством на Урале. Котел художников, кураторов. Ощущение пика жизни. Как полюбить уральское искусство?

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И я с удовольствием представляю сегодняшнего гостя – это комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова. Алиса, здравствуйте.

ПРУДНИКОВА: Здравствуйте, Григорий.

ЗАСЛАВСКИЙ: Наверное, вопрос первый. Это вообще вам самой пришло в голову? Как вообще все это начиналось? И можно ли говорить о том, что у этой индустриальной биеннале, которая работает с современным искусством, есть какие-то аналоги в мире?

ПРУДНИКОВА: Биеннале появилась в 2010 году. И если вспомнить контекст российского современного искусства тех лет, то, конечно же, блистала совершенно в тот момент Московская международная биеннале современного искусства. И вот мы смотрели на этот опыт такого большого проекта для России, сравнивали его с тем, что происходит в региональной ситуации, собственно в Екатеринбурге, который мной горячо любим. И мы понимали, что этот отрыв, конечно, колоссальный, что эти ресурсы, этот вот богатейший такой какой-то просто котел художников, кураторов. И какое-то такое ощущение пика жизни – то, что мы ощущали в Москве, и какой-то совсем другой статус практик современного искусства – то, что мы наблюдали там в начале 2000-х в Екатеринбурге, такое вот становление, можно сказать. И на тот момент ГЦСИ – долгое время пионерская институция и единственная, которая вообще занималась современным искусством в регионе. И потом как раз это был момент, когда начинала появляться такая настоящая, можно сказать, индустрия, появлялись такие уже коммерческие галереи, появлялись независимые фонды. Вот это все как-то только-только обрастало каким-то таким ощущением сообщества, которое было вокруг этого всего. И помимо Московской биеннале, которая была таким недостижимым идеалом, много мы взяли, лично я и мои коллеги, мы ездили и смотрели на ситуацию в Европе. И однажды, это был 2006 год и Берлинская биеннале, которую курировали Массимилиано Джиони и Али Суботник, и эта биеннале проходила на одной улице – на улице Август-штрассе в Берлине, такое прям сердце Западного Берлина, супер такая лакшери обстановка, все очень дорогие галереи, и институт, который называется "Кунстверке". И вот этот институт "Кунстверке", который собственно и являлся и является главным организатором биеннале. Тогда Массимилиано Джиони гениально совершенно придумал, что вот эта улица, которая начинается церковью и очень символично заканчивается кладбищем таким очень камерным, небольшим, на этой улице исключительно как бы вне выставочных пространств проходила эта биеннале. И вот тогда на меня эта биеннале произвела невероятное впечатление, потому что она дала ощущение того, что не обязательно иметь эту музейную инфраструктуру для того, чтобы делать какой-то большой международный проект, не обязательно иметь белый куб, не обязательно ждать какого-то вот этого далекого будущего, когда появится Музей современного искусства в Екатеринбурге, чтобы делать событие, которое бы притягивало очень классное международное сообщество к твоему месту. И тогда начались наши эксперименты, как раз вот с 2006 года, с такой локальностью, спецификой региона, потому что перед нами тогда, молодыми людьми, стоял очень важный вопрос о том, что как определить, что такое уральское, как вот это полюбить, как этим гордиться. Сейчас наши коллеги в Сибирском регионе, в Тюмени сделали такой классный слоган: "По территории Сибири по своей воле". И тогда у нас было примерно то же самое. Мы все тогда ведь любили Урал, и у нас было абсолютно как бы пассионарное какое-то ощущение того, что как важно отдать все, что ты можешь, этому месту, которое тебе принадлежит. И как раз вдохновившись в Берлине этой историей про невыставочность, мы вдруг подумали, а почему бы эту самую индустриальную идентичность, эту специфику, собственно то, что всегда рассказывается, как Екатеринбург – это город-завод, почему не сделать это собственно тем самым классным местом для художественного высказывания и собственно формулирования всего того, что нам было важно и интересно...

Слушайте в аудиофайле!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация