Нацвопрос Разбираться, как караимы оказались в Крыму – длинная и сложная история

18 сентября 2021, 02:06

Персоны

Загадочный народ – караимы. Их связь с историей Крыма. Почему караимы оказались в центре внимания СМИ минувшим летом?

САФАРОВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. В эфире "Вести ФМ", как всегда в это субботнее время, программа "Нацвопрос". В студии Марат Сафаров. А поговорим мы сегодня о караимах – древнем народе, живущем в Крыму, и как вот сейчас выяснится, и не только в Крыму. И у нас в гостях сегодня – старший преподаватель Института стран Азии и Африки при МГУ Максим Гаммал. Максим Игоревич, приветствую вас на радио "Вести ФМ".

ГАММАЛ: Добрый день. Очень приятно вас слышать и очень приятно присутствовать на такой почетной радиостанции.

САФАРОВ: Спасибо. А вот караимы, собственно говоря, о них многие услышали минувшим летом, причем не, так скажем, не из академических каких-то источников, а в связи с принятием на Украине того самого закона о коренных народах. И многие тогда стали рыскать: где же караимы живут, кто такие караимы, почему Украина ими озаботилась, и так далее. Ну, люди, которые ездят в Крым и реально знают Евпатория, Чуфут-Кале, окрестности Бахчисарая – все эти места вязаны с караимской культурой, и реальной, живой культурой, надо сказать. Но хотя Чуфут-Кале нельзя назвать прямо живым местом, но все-таки то, что она там сохранена, сбережена, это, безусловно, огромное такое достояние, не только караимского народа. Но все-таки народ небольшой по численности и не на слуху, так скажем прямо. Давайте все-таки нашим радиослушателям поясним, кто такие караимы, вот в таком вот режиме, в формате справки.

ГАММАЛ: Надо сказать, что эта история с коренными народами, если касаться караимов и крымчаков, очень сложный, касающийся так называемых автохтонных народов Крыма, включая крымских татар, конечно, о которых я, к сожалению, сейчас забыл сказать, но вот добавляю. И вопрос этот очень сложный, если мы говорим с вами про караимов. Потому что собственно караимы традиционно сейчас и в 20-м веке, и в начале 21-го так позиционируют как некий такой тюркский народ. А в действительности ситуация куда сложнее. Потому что если мы начнем с вами разбираться, кто такие караимы, значит, и как они оказались в Крыму, и когда они оказались в Крыму, мы увидим с вами очень длинную и очень сложную историю, которая, как ни странно, начинается на Ближнем Востоке. И начинается на Ближнем Востоке в 8-9 веке нашей эры, когда возникает так называемое караимское учение или караимский вариант иудаизма. Потому что собственно та вера, которую исповедуют караимы, это такой отдельный, некий такой, я бы сказал, протестантский вариант иудаизма, который заключается в том, что в целом (не вдаваясь в глубокие вот такие подробности, не очень глубоко говоря, а говоря в целом), мы можем сказать, что это некий вариант, когда собственно евреи отрицают Талмуд. То есть часть еврейского населения на Ближнем и Среднем Востоке начинает отрицать Талмуд. Это все было, возникает не просто так, это возникает собственно в контексте арабского завоевания Ближнего и Среднего Востока, прихода ислама на Ближний и Средний Восток, и собственно встречи ислама, культуры ислама со старыми культурами Ближнего и Среднего Востока, где искрит. Это вообще такое очень бурное время, надо сказать, появляется много разных сект, движений, и так далее, и так далее, философских школ. И это затрагивает, конечно же, и еврейское население, которое живет на Ближнем и Среднем Востоке. Затрагивает в первую очередь в том смысле, что появляется огромное количество различных тоже еврейских сект, которые в той или иной степени отрицают нормативность раввинистского иудаизма, который, как мы знаем с вами, базируется на принятии Талмуда как основного такого текста.

САФАРОВ: В дополнение, обывательским языком говоря, в дополнение к Торе. Вот есть священная книга.

ГАММАЛ: Да, в дополнение к Торе. По большому счету, Талмуд даже закрывал Тору, он был важнее Торы, вот если говорить совсем вот так. И собственно вот караимское движение, он постепенно, так сказать, кристаллизуется вот из этого тоже моря такого, я бы сказал, пены вот этих различных движений таких. Они, конечно, интеллектуальные, их не надо представлять себе народными, это интеллектуалы, это все придумывают интеллектуалы, но постепенно кристаллизуется некое общее движение, которое получает название караимы...

Слушайте в аудиофайле!

Нацвопрос. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация