Хай-тек Автономные корабли заткнут за пояс беспилотные автомобили

24 мая 2022, 14:43

Персоны

Рубрика "Хай-тек" Николая Гринько на "Вестях ФМ".

Японское роботизированное судно Suzaku длиной 95 метров и грузоподъемностью 749 тонн совершило демонстрационный рейс протяженностью 790 километров. Маршрут контейнеровоза начинался и заканчивался в одном из портов Токийского залива, при этом рейс проходил в полностью автоматическом режиме. На судне во время испытания присутствовали операторы и экипаж, но их участие в управлении было минимальным. Кроме того, в экстренных случаях системы корабля могут переключаться на дистанционный контроль из центра управления флотом, но этого во время рейса не понадобилось. Авторы проекта заявляют, что автономная навигация может решить множество самых разных задач и проблем: от нехватки квалифицированного персонала до оптимизации логистических схем во всем мире.

Коллектив редакции нашей программы поясняет. Особым достижением японских инженеров нужно считать вовсе не протяженный демонстрационный рейс, а движение судна на относительно коротком участке внутри Токийского залива. Дело в том, что это крайне загруженный морской район, через который ежедневно проходят до полутысячи судов. Для сравнения: пропускная способность Суэцкого канала, который в 2021 году перегородил контейнеровоз Ever Given, что вызвало многодневный коллапс мировых грузоперевозок, примерно в 10 раз ниже. Именно автоматическое маневрирование в перегруженной акватории было основной целью проведенного эксперимента, и Suzaku отлично справился. Для работы контейнеровоза была разработана специальная система, состоящая из 3 частей: бортовая навигация, береговой контроль и специальная система связи между ними с многократным запасом надежности. В результате роботизированное судно в реальном времени отслеживает множество факторов: погодные условия, силу и направление волн и течений, движение других судов в акватории и так далее.

Интересно, что автономная морская навигация развивается со все возрастающей скоростью, в то время как беспилотные автомобили никак не перешагнут планку настоящей автономности. К примеру, Илон Маск вот уже несколько лет ежегодно заявляет, что его Tesla "скоро станет полностью беспилотной", но, как мы видим, этого до сих пор не произошло. По мнению экспертов, причина в том, что современные компьютеры слишком медленные. Они не способны работать с такой скоростью, какая необходима для управления автомобилем. При этом коммерческая навигация осуществляется на гораздо более низких скоростях. Там, где у робоводителя на принятие решения есть несколько сотых секунды, у робокапитана может быть в запасе несколько минут. Вот почему автоматические сухогрузы очень скоро заткнут за пояс беспилотные автомобили. Хотя…

Хай-тек. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация