Открытая школа Что привнесли классики педагогической мысли: Ушинский, Каптерев и др.

16 сентября 2023, 00:30

Персоны

Продолжаем вспоминать наследников дела Ушинского, историю российской педагогики XIX века, когда она оформилась в качестве науки, заявила о себе в мире? Как зародилась система трудового воспитания в российской школе? Об этом Марат Сафаров беседует с Михаилом Гончаровым, доктором педагогических наук, профессором Московского педагогического государственного университета.

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире – программа "Открытая школа". В студии "Вестей ФМ" – Марат Сафаров.

Мы продолжаем в Год педагога и наставника вспоминать наследников дела Ушинского, тем более год и 200-летия Константина Ушинского, историю российской педагогики XIX века. Очень благодарим за отзывы, такая обратная связь очень добрая по этим сюжетам, которые, с одной стороны, вроде бы кажутся архивными, историко-педагогическими. Но как выясняется, наши выдающиеся столпы педагогики XIX века, жившие почти 150-200 лет назад, крайне актуальны, их мысли, идеи, их труды. Тогда педагогика действительно оформилась в качестве науки, заявила о себе во всем мире.

Вот обо всем об этом и о конкретных личностях (может быть, так условно говоря, окружении Ушинского, а, может быть, и нет), сейчас меня поправит наш гость – доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета Михаил Гончаров. Мы решили с Михаилом Анатольевичем вспомнить сами, напомнить нам всем имена и главные деяния нескольких российских педагогов XIX века. Михаила Анатольевич, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".

ГОНЧАРОВ: Добрый день. Спасибо.

САФАРОВ: Начнем (вы предложили, и я думаю, что это логично, это обоснованно и аргументированно) с выдающегося педагога XIX века, оставшегося в истории нашего образования, Петра Федоровича Каптерева. Чем он интересен, вот если взять… Ну, специалист, понятно, знает, там историк, кто занимается историей образования. Но все-таки это не Ушинский, известный всем. Вот чем Каптерев прежде всего для нас актуален теперь, спустя почти 150 лет?

ГОНЧАРОВ: Конечно Петр Федорович Каптерев – это настоящий классик российской педагогической мысли, и не только чисто педагогической, но и историко-педагогической мысли. И, конечно, он является одним из основателей, можно сказать, направления в российской науке – это направление получило название "педагогическая психология". 1874 год был очень для Каптерева значимым, ключевым, поскольку он публикует результаты своих исследований в таких крупных и фундаментальных журналах, как "Народное образование" и "Обучение". И эти результаты исследований были определены в такие крупные фундаментальные статьи, которые заложили основание педагогической психологии. Это "Как образовывать стойкий характер", "Законы психических явлений в приложении в обучении и воспитании". То есть такие, можно сказать, мазки, которые тали стержневыми в психолого-педагогическом наследии.

САФАРОВ: Также, вот когда мы с вами вспоминали до эфира Каптерева, мы говорили о том, что трудовое обучение (теперь мы к нему очень активно возвращаемся и возвращаемся очень конкретно, и в новом учебном году уже), а Каптерев о нем говорил в XIX веке как о важной части формирования нравственности ребенка, и о ручном труде в том числе в России. Вот как это соотносится с его вообще концепцией, какое место трудовое воспитание (именно не обучения, а именно воспитание) играло в его педагогической системе?

ГОНЧАРОВ: Надо сказать, что впервые о трудовом воспитании он заговорил, когда руководил родительским кружком в дореволюционной России. И впоследствии, когда произошла февральская революция и началось осуждение царской школы, он написал прекрасную статью "Единая всеобщая школа", где обосновал, что идея трудового воспитания формирует нравственный стержень ребенка.

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Открытая школа. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Открытая школа

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация