Картинка

Открытая школа Воспитание нового человека: как это было

15 сентября 2024, 17:30

Персоны

Родители и дети после Октябрьской революции: как трансформируется семья на коренном переломе истории? Значение пионерской организации в воспитании нового человека. Образ идеального школьника. Подробнее об этом Марат Сафаров беседует с Яной Кривко и Михаилом Гончаровым.

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вестей ФМ" программа "Открытая школа", в студии Марат Сафаров.

В нашей стране продолжается Год семьи. И мы в программе "Открытая школа" решили обратиться к историко-педагогической теме, периодически возвращаемся к прошлому нашего образования, к теме, связанной с семьей. Есть хороший повод – выход в свет книги «Воспитание в семье и школе по материалам газеты "Пионерская правда", 20-50 годы 20-го века". Такая вот источниковедческая, насыщенная документами, именами. Ну вот просто одно удовольствие читать их. Рассмотрим, как складывались отношения родителей и детей в первые советские десятилетия. И в нашей программе примут участие авторы работы: доктор педагогических наук, заведующий кафедрой высшей математики и методики преподавания математики Луганского государственного педагогического университета Яна Кривко и постоянный участник нашей программы – доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, историк образования Михаил Гончаров. Яна Петровна, Михаил Анатольевич, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".

ГОНЧАРОВ: Здравствуйте.

КРИВКО: Здравствуйте.

САФАРОВ: Первый вопрос, Михаил Анатольевич, адресую к вам. Как вообще зародилась идея создания такой книги, еще раз повторюсь, источниковой. Конечно, историки педагогики используют источники, это основа труда, но здесь просто вот источники глаголят, что называется, вся книга разговаривает с нами спустя 90 почти лет.

ГОНЧАРОВ: Во-первых, эта идея возникла давно. Еще на заре нашего нового российского государства министр народного просвещения Эдуард Дмитриевич Днепров высказал идею исследовать педагогическую периодику, поскольку это достаточно узкое направление, и практически не было педагогических исследований, историко-педагогических исследований. И второе – год 2024-й объявлен президентом Российской Федерации Годом семьи. Семья является источником любви, понимания, поддержки. В Год семьи особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей. Вот эти два основных аспекта и повлияли на создание книги. Кроме этого, у нас было направление о сетевом взаимодействии Московского педагогического государственного университета и Луганского государственного педагогического университета в сфере научных школ. И данные, в общем, все эти аспекты позволили нам создать этот прекрасный труд.

САФАРОВ: Да, это совместный труд, замечательный труд московских и луганских педагогов, историков педагогики. Выбран очень сложный, просто рубежный такой, это не только для нашего образования, вообще для истории нашего Отечества период.

<…>

Яна Петровна, вот значение пионерской организации в воспитании нового человека, если возможно, именно на этих ранних десятилетиях. Потому что многие из нас – кто-то застал пионерскую организацию, кто-то в ней даже активное участие принимал, но это все-таки наши воспоминания большей частью 70-80-х годов. А вот этот рубеж, когда все это еще выглядело очень и очень романтично.

КРИВКО: Действительно, это было романтично, по крайней мере, так было представлено на страницах той же "Пионерской правды" или журнала "Пионер" и других издательств, изданий, которые издавались с самого начала, буквально с первых дней. Но хочется отметить, что вообще вот даже "Пионерская правда", даже вот если рассмотреть ее в самом начале, вот действительно это не та пионерия, к которой мы привыкли, вот в мое детство, когда я была пионером.

Слушайте в аудиофайле!

Открытая школа. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Открытая школа

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация