Открытая школа "Система Макаренко непоколебима даже в век ИИ"

6 апреля 2024, 17:36

Персоны

Педагогическая система Антона Макаренко, а также мифы и стереотипы вокруг неё. Почему методы построения детского коллектива Макаренко востребованы в зарубежном образовании? Об этом Марат Сафаров беседует с Михаилом Гончаровым, доктором педагогических наук, профессором Московского педагогического государственного университета.

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире программа "Открытая школа", в студии "Вестей ФМ" – Марат Сафаров.

13 марта в нашей стране отмечали очередной день рождения выдающегося педагога, воспитателя, писателя Антона Семеновича Макаренко. Он разработал и успешно воплотил в жизнь (это самое главное – не только теоретик, но прежде всего практик) уникальную педагогическую систему, внес значительный вклад в развитие отечественной и мировой педагогики. Его имя известно и на слуху до сих пор, он классик педагогики. Но многое в его биографии, трудах остается не известным до сих пор, существуют устойчивые мифы вокруг Макаренко. То есть Макаренко – такой живой персонаж отечественной педагогики. Вот будем сегодня разбираться, "Педагогическую поэму" вспомним, "Флаги на башнях", конечно.

Будем разбираться с помощью нашего гостя – постоянного участника программы "Открытая школа", историка педагогики и образования, доктора педагогических наук, профессора Московского педагогического государственного университета Михаила Гончарова. Михаил Анатольевич, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".

ГОНЧАРОВ: Здравствуйте.

САФАРОВ: Михаил Анатольевич, Макаренко – это живая фигура, к которому обращаются, труды которого не устаревают, который действительно актуален. Благодаря чему это сложилось? Вот если взять истоки его детства, его становления как педагога, в этом уже проявлялось то, что это действительно незаурядная фигура?

ГОНЧАРОВ: Конечно, Антон Семенович Макаренко – незаурядная и даже нарицательная фигура, можно сказать. Даже если люди ничего не знают о трудах Макаренко, все равно возникают ассоциации с какими-то воспитательными усилиями, которые этот человек оказывал. Антон Семенович Макаренко – настоящий инженер человеческих душ и, наверное, один из организаторов самого успешного социального эксперимента, который был в нашей стране, по формированию нового человека.

САФАРОВ: Вот это формирование нового человека. Вспоминаются перестроечные времена, и шлейф еще шел в 90-е, когда Макаренко пытались развенчать, как и многие фигуры советской истории, обвиняли в авторитаризме. Вот эти периоды, эта эпоха такого низвержения Макаренко (которая, кстати, не удалось, но попытки были очень устойчивые), она все-таки вот действительно завершилась, и Макаренко уже вот такая безупречная фигура? Или все-таки, как и любой другой сложный деятель, тем более работавший в 20-30-е годы, действительно о Макаренко много еще стереотипов и даже мифов?

ГОНЧАРОВ: Всякая личность имеет и плюсы, и минусы. Очень много написано, изданы собрания сочинений, учреждена медаль Макаренко, и надо сказать, что существует музей Макаренко. Это, надо сказать, что такой столп советской педагогики. Конечно, у него были, возможно, отрицательные моменты с позиции той эпохи. Сейчас мы можем обо всем этом судить, опираясь на его книги, опираясь на переписку Крупской с Макаренко, и в отношении Макаренко и его системы в системе наркомпросов. Конечно, это была противоречивая личность, но при всем при этом его теория коллектива, детского социального коллектива, она относительно непоколебима даже в наш век искусственного интеллекта.

Слушайте в аудиофайле!

Открытая школа. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Открытая школа

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация