Открытая школа Учитель химии – это два в одном
Персоны
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире программа "Открытая школа", в студии "Вести ФМ" Марат Сафаров.
Мы уже неоднократно в нашей программе обращались к теме подготовки учителей, учителей-предметников для современной школы. Сегодня обсудим, как, где и самое главное – чему обучают будущих учителей химии, именно химии. Информацию получим сегодня из первых уст, как всегда, из ведущего педагогического вуза России. В студии "Вести ФМ" сегодня – доктор химических наук, заведующий кафедрой общей химии Московского педагогического государственного университета Антон Лобанов. Антон Валерьевич, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".
ЛОБАНОВ: Добрый день, Марат. Добрый день, уважаемые радиослушатели.
САФАРОВ: Антон Валерьевич, благодарим вас за уже не первый к нам визит в нашу программу, всегда это было очень интересно и очень полезно. Но сегодня мы поговорим именно, предлагаю поговорить с позиции будущего учителя, может быть, даже еще абитуриента или уже студента. То есть не с позиции учеников и родителей, изучающих химию (потому что я знаю, что родители вместе со своими детьми химию проходят, а если семья многодетная, то по несколько раз, предмет сложный, предмет интересный очень), а вот именно о тех, кто хочет стать профессиональным химиком, профессиональным учителем химии. Кто приходит в МПГУ с желанием стать учителем химии?
ЛОБАНОВ: Ну, я так думаю, что прежде всего здесь две основные категории есть. Первая – это такие вот дети, очень давно и очень серьезно мечтающие с ранних лет стать учителем, учителем химии в данном случае. Они и дома играют в учителя, репетируют, как-то себя представляют. Иногда это бывает и в начальной школе, но чаще это обычно 6-7 класс, когда начинаются предметы, и хочется окунуться вот в то, к чему лежит душа, так сказать. И вот как раз, ну а химия, поскольку начинается в 8-м классе, ну соответственно вот где-то этот возраст. Вот такая вот категория, они пытаются, такие даже ребята, и как-то ассистировать учителям-предметникам, учителям химии вот в школе, ходят и на дополнительные занятия в педагогические университеты.
САФАРОВ: Особенно благодаря тому, что во многих школах есть дни самоуправления, когда ребята могут попробовать себя в конкретной профессии, предметной области.
ЛОБАНОВ: Да. Так что, да, очень хорошо, что есть такая возможность сейчас, что она появилась. Ну а вторая категория – это такие вот ребята, которые хотели бы увлечься предметом, предметом "химия" как таковым, но чуть позже, а, возможно, уже поступив в университет, или где-то вот когда они оканчивают школу. Возникает такое желание не только химией заниматься как наукой, но еще и доносить ее в виде знаний, в виде опыта, доносить ее до аудитории, аудитории младшей. И такие ребята становятся учителями, начинают мечтать о профессии учителя, выбирают таким образом педагогический вуз, а не профильные химические университеты, которых у нас тоже немало. Приходят к нам учиться, ну вот в наш университет в том числе, в другие педагогические университеты, и уже по прошествии времени 5-7 лет учебы, и они становятся учителем и идут работать в школу.
САФАРОВ: Это, наверное, самый такой продуктивный путь, поскольку здесь не просто увлечение наукой, а именно понимание, что химия как дисциплина, как научная область и методика преподавания химии – это несколько разные вещи, разные вообще предметные области. А вот чем должен обладать абитуриент базово, чтобы первый курс прошел успешно, чтобы не только зимой закончилось обучение, а летом, и благополучно перешло на второй курс это обучение, чтобы вообще на первом курсе не разочаровать себя, окружающих, преподавателей, своих родителей. Что должно быть все-таки за плечами, помимо хороших баллов Единого государственного экзамена, все-таки для того, чтобы дерзнуть стать в будущем учителем химии?
ЛОБАНОВ: Ну вот как раз, наверное, это и умение быть здесь в данном случае таким вот "два в одном" человеком, таким профессионалом. Во-первых, иметь хорошие глубокие знания по химии и всячески совершенствовать их, и помнить о том, что "век живи – век учись", это и всех нас касается, и учителей в первую очередь тоже. Но кроме того – это действительно чтобы не было здесь такого самообмана, что если я хорошо знаю химию, то вроде бы как априори я ее и могу донести...
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Открытая школа. Все выпуски
- Все аудио
- Открытая школа