Картинка

Открытая школа "Инклюзия – это не ребенок для школы, а школа для ребенка"

1 июня 2024, 09:30

Персоны

День защиты детей отмечается в нашей стране. И сегодня мы говорим об обучении тех наших школьников, которым требуются особое внимание и защита. Об этом Марат Сафаров беседует с Ириной Рыбиной, заместителем директора по содержанию образования московской школы № 1788.

САФАРОВ: День защиты детей отмечается в нашей стране. И сегодня мы поговорим об обучении тех наших школьников, которым требуется особое внимание и защита, дети с ограниченными возможностями здоровья. Таким ребятам необходимы особые условия и в сопровождении в учебном процессе, и в повседневной жизни, это все очевидно. К этой важной теме мы подступимся сегодня с помощью нашей гостьи – заместителя директора по содержанию образования московской школы № 1788 Ирины Рыбиной. Ирина Викторовна, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".

РЫБИНА: Здравствуйте.

САФАРОВ: Ирина Викторовна, понятно, что в системе образования специалисты, педагоги, управленцы хорошо знают, что такое ограниченные возможности здоровья. Но все же предлагаю напомнить содержание этого понятия, что мы в него вкладываем.

РЫБИНА: Ох, вы такой вопрос сейчас задали! Он настолько ёмкий, на сколько, наверное, не хватит времени нашего с вами эфира. Но надо сказать о том, что в целом, когда мы говорим про обучении разных с разными, мы говорим про инклюзию. Это, собственно говоря, не только обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, о коем сейчас мы говорим, но и включение в образовательный процесс тех детей, которые имеют очень выраженные особенности, тем самым признавая ценность личности каждого ребенка.

По большому счету, что мы знаем об инклюзии? Когда я говорю с родителями, которые приходят, например, в первый класс, основном они говорят о том, что инклюзия – это пандусы, это пролеты, это лифты, такая архитектурная доступность. Но инклюзия – это прежде всего подходы в образовании, это методики, это технологии. По большому счету, инклюзия – это возможность равного доступа к образованию. Инклюзия – это когда не ребенок для школы, а школа для ребенка. Школа обязана найти учителей, школа обязана организовать адекватный менеджмент, школа обязана создать те условия, чтобы ребенку было комфортно. А если мы говорим про личность, то понятно, что не всегда любой ребенок вписывается в какие-то шаблоны и стандарты. Я всегда говорю, что очень сейчас расхожее мнение, что есть трудные дети, есть особенные дети. И, кстати говоря, это неплохо, потому что еще лет 12-15 назад эта терминология была относительной сегрегацией. То есть вообще трудный ребенок, особенный ребенок, он был сегрегирован от школьного образования и от социального, какой-то социальной коммуникации в том числе. Но мы же с вами совершенно точно понимаем, что ни трудных, ни особенных стандартных детей не бывает.

САФАРОВ: Каждый ребенок уникален своей особенностью.

РЫБИНА: Не бывает, конечно. Как ни трудных, ни особенных стандартных людей. Это факт, такого не бывает. Поэтому с этим понятием нужно в эту инклюзию и идти, и вот это своеобразие, индивидуальность брать как данность, чтобы выстраивать эту самую культуру. В том числе культуру инклюзивную. Если кратко, то так.

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Открытая школа. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Открытая школа

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация