Открытая школа Педагоги-новаторы и их идеи
Персоны
Педагоги-новаторы эпохи перестройки. И без отметок учили, и опорные сигналы позволяли быстрее усваивать сложные дисциплины. Что из предложенного ими принесло пользу отечественной школе, а что осталось лишь эйфорией конца 80-х годов? Об этом Марат Сафаров беседует с Михаилом Гончаровым, доктором педагогических наук, профессором Московского педагогического государственного университета.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире программа "Открытая школа", в студии "Вестей ФМ" – Марат Сафаров.
Педагоги-новаторы. В перестроечное время в конце 80-х годов в "Учительской газете", да и во многих других изданиях, по радио, на телевидении рассказывалось об опыте учителей, переворачивавших представление о той педагогике, которая уже устоялась десятилетиями. И без отметок учили, и опорные сигналы позволяли быстрее усваивать сложные дисциплины. И возник своего рода ажиотаж вокруг "педагогики сотрудничества" – так называется это направление, его так назвали уже в 80-е годы. Прошло время, более 30 лет. Что осталось и используется в современной школе, что было исключительно авторской разработкой, и масштабировать это невозможно (то есть вот оно здесь и сейчас, только у конкретного педагога, который этим занимается, нельзя это распространить)? А что просто перестроечная эйфория конца 80-х годов, осталось таким вот флером этой эпохи, романтикой, за которой не стояла конкретная педагогическая система? Вот будем разбираться с историком педагогики, постоянным участником нашей программы. В студии "Вестей ФМ" доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета Михаил Гончаров. Михаил Анатольевич, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".
ГОНЧАРОВ: Здравствуйте.
САФАРОВ: Хронологически "педагогика сотрудничества" или педагоги-новаторы, когда они появляются публично?
ГОНЧАРОВ: В 80-х годах начинается перестройка общеобразовательной школы. В 84-м году выходит новый учебник информатики, изменяется закон об образовании, меняются структуры образовательной деятельности, и прочее-прочее-прочее. В 1986 году новый редактор "Учительской газеты" (рупор Министерства просвещения СССР) предложил собрать всех учителей (тогда они назывались экспериментаторы) для обсуждения перестроечной общеобразовательной школы. И предложил Симону Соловейчику (это очень известный публицист, педагог, исследователь) собрать и подобрать всех этих педагогов-экспериментаторов.
САФАРОВ: Со всего Советского Союза.
ГОНЧАРОВ: Это не московский такой междусобойчик, а со всего Советского Союза. И были Симон Соловейчик (по воспоминаниям Михаила Викторовича Богуславского) на даче в Переделкино (на даче, которая принадлежала Рыбакову), он собрал…
САФАРОВ: Надо сейчас все пояснять, потому что…
ГОНЧАРОВ: А, извините, писателя Рыбакова. Переделкино – это писательский поселок.
САФАРОВ: Рыбаков – "Дети Арбата".
ГОНЧАРОВ: Да.
САФАРОВ: В общем, все пояснять. Симон Соловейчик, вы сказали, это публицист известный. По-моему, даже и редактор, если я не ошибаюсь, фамилия – Матвеев, редактора "Учительской газеты".
ГОНЧАРОВ: Да, он был главным редактором, бывшим главным редактором журнала "Мурзилка", такой был детский журнал. Значит, они собрали на этой даче следующих людей – это Лысенкову, Караковского, Ильина, Шаталова, Щетинина, семью Никитиных (муж с женой), Волкова и Амонашвили. И предложил им рассказать о своих педагогических системах. К сожалению, этого не произошло, произошел сумбур. И тогда он предложил каждому наговорить на магнитофонную ленту всю свою систему образования. И после этого через 3-4 дня сформировался фактически цикл статей, посвященных этим экспериментальным школам. И в "Учительской газете" начали выходить циклы этих статей. И этому послужило первое собрание педагогов-новаторов.
Слушайте в аудиофайле!
Открытая школа. Все выпуски
- Все аудио
- Открытая школа