Открытая школа Почему от Крупской в 20-е зависело так много в образовании
Персоны
Откуда в Надежде Крупской такая страсть к педагогике? Почему она стала тем человеком, от которой зависело принятие решений? Об этом Марат Сафаров беседует с Михаилом Гончаровым, доктором педагогических наук, профессором Московского педагогического государственного университета.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире – программа "Открытая школа". В студии "Вестей ФМ" – Марат Сафаров.
Сегодня мы продолжим экскурс в историю нашего образования и знакомство с историческими деятелями, олицетворявшими его. Мы уже вспоминали видных российских педагогов. Но нужно не забывать и, как бы мы сейчас сказали, организаторов образования, но и педагогов тоже, потому что все здесь трудноразделимо. Надежда Константиновна Крупская – у нас сегодня героиня. Понятно, что государственный, партийный и общественный деятель. Но для нас важно, что организатор и главный идеолог советского образования, коммунистического воспитания молодежи, тот человек, от которого очень многое зависело как минимум в первой половине 20-х годов, а, может быть, и чуть позже. Безусловно, и для наших молодых как раз-таки радиослушателей напомним, что, как говорили в советские времена, жена и соратник Владимира Ильича Ленина, и это тоже очень важный ее статус.
Вот во всем этом разобраться – в ее личности, в ее влиянии на российскую и советскую школу – нам поможет сегодняшний наш гость, наш постоянный участник программы – доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета Михаил Гончаров. Михаил Анатольевич, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".
ГОНЧАРОВ: Здравствуйте.
САФАРОВ: Михаил Анатольевич, откуда в Надежде Константиновне такая страсть к педагогике и образованию, как так сложилось? Понятно, что статус первой леди многому помогал, но почему именно она стала по сути человеком, от которого зависело принятие решений по созданию новой педагогики? Она, понятно, в окружении своих соратников, и не надо забывать, что был еще и Луначарский над ней начальник Наркомата просвещения, но тем не менее с ее именем очень многое связывает в ранней советской педагогике.
ГОНЧАРОВ: Изначально надо сказать, что у нее, в общем, было интересное образование – она закончила Бестужевские женские курсы. Бестужевские – это потому, что преподавал там, лекции по истории читал Бестужев-Рюмин. И она окончила словесное историческое отделение Бестужевских курсов и потом работала в школе рабочей молодежи. Поскольку у нее не было детей, она весь материнский инстинкт обволакивающе посвятила советской школе, зарождению советской школы. В 1915 году она написала знаменитый труд, который стал настольной книгой всей советской системы образования, это "Народное образование и демократия". И с этой книги началось фактически становление советской школы.
САФАРОВ: То есть еще до установления советской власти, за два-три года, вот этот труд появляется.
ГОНЧАРОВ: Да.
САФАРОВ: А принято было считать (наверное, это и сохранилось сейчас), что все-таки Крупская, еще и помимо всего прочего, и идеолог образования, не только организатор, не только выдающийся политический и государственный деятель, но и теоретик педагогики.
ГОНЧАРОВ: Конечно. Она являлась основателем, можно сказать, новой советской педагогики, новой концепции воспитания нового человека, воспитания человека-коммуниста. И эта идеология просуществовала в тех или иных изменениях практически до конца советского государства.
САФАРОВ: То есть несмотря на то, что отношение к ней было очень разным, мы знаем финал ее карьеры и вообще то, как относилось к ней руководство Советского Союза в 30-е годы, тем не менее и дальше вот официально она не отрицалась, не критиковалась.
ГОНЧАРОВ: Да, она не критиковалась. Выходили собрания сочинений, ее изучали в педагогических институтах. И, в общем, конечно, она является классиком советской педагогики.
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Открытая школа. Все выпуски
- Все аудио
- Открытая школа