Культурное путешествие Значительная часть Москвы – щусевская

28 октября 2023, 03:15

Персоны

Алексей Викторович Щусев. Его 150-летие со дня рождения масштабно отмечается в этом году. Сейчас в Музее архитектуры, который носит гордое имя своего основателя, открыта юбилейная выставка.

СТУПАК: Всех приветствуем, в студии Марат Сафаров и Полина Ступак. В эфире – "Культурное путешествие". Марат, здравствуйте.

САФАРОВ: Приветствую, Полина.

СТУПАК: Он начинал свою профессиональную деятельность, расписывая соборы и реставрируя старинные храмы. Да и сам построил около трех десятков церквей. Создавал вокзалы, особняки, гостиницы, доходные и жилые дома, главные здания высших учебных заведений. Его шедевры можно найти по всей России, за рубежом, но прежде всего – в Москве. Именно он в 20-е годы прошлого столетия предложил проект развития новой столицы. И хотя тогда его не приняли, но некоторые пункты вошли в тот самый знаменитый генплан 1935 года, без которого невозможно сегодня представить Москву. Его называли главным архитектором Советского Союза. После окончания Великой Отечественной войны восстанавливал Истру, Великий Новгород, Сталинград, Туапсе, Кишинев, стараясь каждому городу вернуть исторический облик. А завершил карьеру, поставив красивую точку – спроектировал вестибюль станции метро "Комсомольская" кольцевой линии. И все это – Алексей Викторович Щусев, чье 150-летие со дня рождения масштабно отмечается в этом году. Сейчас в Музее архитектуры, который гордо носит имя своего основателя, открыта юбилейная выставка. А недавно с успехом прошла выставка в Третьяковской галереи, также посвященная Щусеву. Кстати и самый известный его портрет хранится именно здесь – художник Михаил Нестеров изобразил архитектора сидящим за столом в ярком узбекском халате и в тюбетейке. Щусев работал в совершенно разных стилях и всегда удачно. Его творческое наследие огромно. Он – автор более 200 проектов. И пусть не всё было реализовано, но цифра потрясает. Кстати, многое из его архива доступно стало только сейчас.

САФАРОВ: Действительно, этот масштабный юбилей колоссальным образом как-то возвращает это наследие. То есть, казалось бы, привычные здания – как-то в целую такую цепочку, действительно в культурное путешествие по Москве, и не только по Москве, по многим городам нашей страны и сопредельных государств, оно по сути воссоздает. Это тот самый пример юбилея, который есть напоминание о выдающемся деятеле культуры. Вот надо даже сказать, поскольку наше сегодняшнее путешествие именно московское, а в Москве Щусев строил много, целостно, просто можно сказать: значительная часть города – это щусевская Москва. Так вот, если представить себе хотя бы такое путешествие нашего современника или человека, скажем, из середины 20-го века, жившего много лет назад, что он приезжает на Казанский вокзал Москвы из любого города – из Ташкента, в котором Щусев много строил, из Казани, которой он вдохновлялся, или из какого-то другого города маленького, например, Сергача. Вот буквально этим летом я побывал в очередной раз в Сергаче (это Нижегородская область) и узнал о том, что вокзал сергачский, он щусевский. И город замечательный, старый поволжский город, много там интересных архитектурных памятников. Но вот Щусев, он архитектурный этот памятник номер один этого города, вот он все равно выделяется на фоне того, что это просто, кажется, прикладная станция, проектировалась на железной дороге, но она проектировалась гением – Щусевым. Так вот, человек приезжает на Казанский вокзал, спроектированный и построенный Щусевым. Наверное, это самый главный проект его жизни, 38 лет он отдал этому вокзалу – строил, достраивал, проектировал, добавлял, и после него еще.

СТУПАК: И убавлял, Марат, тоже.

САФАРОВ: Убавлял. И впоследствии, аж до 90-х годов продолжалось его наследие здесь, его чертежи реализовываться, и одна из башен была достроена уже много лет спустя, и все равно она щусевская. Дальше, допустим, наш герой такой воображаемый спускается в метро. Куда? На станцию "Комсомольская-кольцевая" – щусевскую, поражается ее великолепием. Кстати, интересная деталь, это действительно, вы абсолютно правы, такая финальная, очень яркая точка его карьеры. Но ведь сколько было недоброжелателей, критиков, что это ну какой-то гипертрофированный историзм, так все преувеличено, так все приукрашено, так всего много. А спустя много лет кажется, что это шедевр такой, просто по-другому ни убавить, ни прибавить. Такая вот станция Московского метрополитена.

СТУПАК: Одна из самых красивых станций нашего метрополитена...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Культурное путешествие. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Культурное путешествие

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация