Нацвопрос Кафедра этнологии МГУ – место науки и романтизма
Персоны
Кто поступает на кафедру этнологии МГУ? Портрет современного этнолога. Занимаются ли российские этнологи изучением зарубежных народов? Об этом Марат Сафаров беседует с Ольгой Казьминой, доктором исторических наук, заведующей кафедрой этнологии МГУ им М.В. Ломоносова.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вестей ФМ" – программа "Нацвопрос", в студии – Марат Сафаров.
Мы в эфирах "Нацвопроса" часто в качестве экспертов приглашаем сотрудников ведущего в нашей стране Центра подготовки этнологов одноименной прославленной кафедры Московского государственного университета. А сегодня поговорим о том, как такая уникальная, мирового значения кафедра была создана, кто приходит на нее учиться сейчас, какие темы для своих исследований выбирает, наконец – какие книги недавно вышли силами сотрудников. Мы знаем, что значительная часть аудитории нашей программы всегда интересуется книжными новинками в области этнографии. Вот обо всем об этом мы и поговорим сегодня с доктором исторических наук, профессором, заведующей кафедрой этнологии исторического факультета Московского государственного университета имени Ломоносова Ольгой Казьминой. Ольга Евгеньевна, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".
КАЗЬМИНА: Добрый день, Марат.
САФАРОВ: Ольга Евгеньевна, сегодня хотелось бы поговорить о самой кафедре, о таком феномене кафедры этнологии МГУ, поскольку действительно то, что это мирового уровня структура, известная во всем мире среди коллег, известная, безусловно, и в нашей стране, это очевидно. Но как все начиналось, какая история кафедры и преподавания этнологии, потому что это все в этнографии, это все во взаимосвязи, как все начиналось?
КАЗЬМИНА: Этнология на историческом факультете МГУ имеет давнюю историю, а еще более долгую историю имеет этнология в Московском университете. Собственно, все начиналось с лекций выдающегося российского ученого Дмитрия Николаевича Анучина, который впервые в 1880 годы стал читать курс, посвященный народам России.
Но институализация нашей дисциплины началась в 1925 году. С 25-го по 30-й год в МГУ существовал отдельный этнологический факультет. Правда, в 30-м году, к сожалению, он был закрыт в силу тенденций нарастания идеологизации образования. Но уже в 1939 году была создана кафедра этнографии на историческом факультете МГУ. И вот от этой даты мы, современные этнологи Московского университета, отсчитываем свою родословную, ведем свою традицию, соотносим нашу нынешнюю деятельность с тем, что делали наши предшественники на кафедре этнографии Московского университета, кафедра этнографии и кафедра этнологии. С 1992 года мы называемся кафедра этнологии.
САФАРОВ: Ольга Евгеньевна, мы часто с вашими коллегами играем в слова, что называется, в терминологию, каждый свою какую-то версию приводит академическую, почему раньше называлось так, почему уже более 30 лет называется иначе титульная наука. И в то же время мы и продолжаем говорить об этнографах, и гордимся тем, что именно российская этнография, она такая ведущая, такая замечательная и такая, самое главное, интересная, выходящая за рамки академического сообщества, чему примером является колоссальный интерес людей разных профессий к этнографической литературе. Но все-таки ваше мнение: этнография и этнология – эти понятия. Когда приходит к вам, допустим, бакалавр-историк, хочет поступить, он вроде как этнограф, а, оказывается, этнолог. В чем различие?
КАЗЬМИНА: Я бы тут еще добавила одно понятие – социокультурная антропология. И современная кафедра, сейчас мы на кафедре не противопоставляем этнографию, этнологию, социокультурную антропологию. Концепция кафедры – это комплексное выстраивание линейки, в которой есть место всем этим трем понятиям.
Полностью слушайте в аудиофайле!