Открытая школа Андрей Колмогоров и его математическая школа
Персоны
В этом году отмечается 120 лет со дня рождения академика Андрея Колмогорова — одного из выдающихся учёных и организаторов математического образования. Опыт разработанных им специальных математических школ, изучается во всем мире. Что предлагал Колмогоров реформировать в советской общеобразовательной школе? Об этом Марат Сафаров беседует с Михаилом Гончаровым, доктором педагогических наук, профессором Московского педагогического государственного университета.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вестей ФМ" – программа "Открытая школа", в студии – Марат Сафаров.
В этом году, уже уходящем, отмечалось 120-летие со дня рождения Андрея Колмогорова – одного из выдающихся ученых и организаторов математического образования в нашей стране. Опыт разработанных им специальных математических школ изучается во всем мире до сих пор. А что предлагал Колмогоров реформировать в советской общеобразовательной школе? Обо всём об этом мы поговорим сегодня в нашей студии с экспертом, поскольку это не только история педагогики, это очень актуальные сюжеты, которые имеют и своё продолжение. У нас в гостях – Михаил Гончаров, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета. Михаил Анатольевич, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".
ГОНЧАРОВ: Да, здравствуйте.
САФАРОВ: Михаил Анатольевич, итак, почему о Колмогорове спустя 120 лет после его рождения (но самое главное – спустя, наверное, уже полвека после того, как его имя гремело в советской педагогике, были дискуссии и за, и против его реформ математических), почему его имя продолжает быть на слуху, и мы вот отмечаем эту дату? И его наследие, оно живое.
ГОНЧАРОВ: Видите ли, это великий математик, и он основоположник фактически физико-математического направления среднего образования, как школ интернатного типа, так и олимпиадного движения. И надо сказать, что он один из немногих людей, я вот знаю только в педагогике таких вот деятелей... Представьте себе, что из его специализированного научного учебного центра вышли чуть больше 300 докторов наук, тысяча с лишним кандидатов наук и 38 академиков. И, конечно, многие из них оставили настоящий золотой фонд не только в школах математического образования Советского Союза и России, но и всего мирового образовательного пространства.
САФАРОВ: Вот интересно, когда я готовился к эфиру, знакомился более глубоко с биографией Колмогорова, уже в юности, буквально в детстве даже фактически, в Ярославле (в семье своих тётушек, где он воспитывался после смерти родителей, после гибели отца на гражданской войне), вот там была организована школа для детей разного возраста, и издавался рукописный журнал "Весенние ласточки", где публиковались творческие работы ярославских детей, рисунки, стихи, рассказы. И вот многие биографы Колмогорова отмечают, что в этом, может быть, исток его интереса к образованию, хотя большую часть жизни все-таки он провел в академической, математической серьезной области знаний. Как вы думаете, Михаил Анатольевич, вот его такая уверенность в том, что он может давать рекомендации в области образования (а Андрея Николаевича скромным и застенчивым нельзя считать, он действительно полагал, что он имеет своё слово веское в математическом образовании), не всегда ли его знания академической математики шли вразрез с законами педагогики? Потому что всё-таки школа – это школа, а академическая наука – это академическая наука.
ГОНЧАРОВ: Давайте немножко в историю окунемся. Конечно, всё то самое лучшее, что в нём было заложено, было заложено из семьи. Семья играет очень важную роль. У него была очень любящая семья, у него был талантливый дед, талантливая тётка, которые, правильно, издавали журнал рукописный "Весенние ласточки", где печатались достаточно интересные статьи типа "Сколько существует способов пришить пуговицу с четырьмя дырочками".
САФАРОВ: На логику.
ГОНЧАРОВ: Да, необычные, в общем, такие вещи. И, конечно, всё идет из семьи.
ПОлностью слушайте в аудиофайле!
Открытая школа. Все выпуски
- Все аудио
- Открытая школа