Открытая школа "Воспитание личности немыслимо без кино"
Персоны
Что такое кинопедагогика? Как использовать фильмы в преподавании школьных предметов и в воспитательной работе? Об этом Марат Сафаров беседует с Иваном Козловым, директором Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ, кандидатом философских наук.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вестей ФМ" – программа "Открытая школа", в студии – Марат Сафаров.
Кинопедагогика – стык искусства и образования. На первый взгляд, легкая тема для обсуждения. Но если посмотреть внимательно – а для чего кино присутствует в современной школе, может ли помогать в изучении школьных предметов, прежде всего гуманитарных, кто будет этим заниматься, как сделать так, чтобы кино в школе не было скучным, а приносило пользу? Вот обо всем об этом поговорим сегодня с нашим гостем – советником при ректорате, директором Центра педагогики и медиакультуры Московского педагогического государственного университета, кандидатом философских наук Иваном Козловым. Иван Иванович, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".
КОЗЛОВ: Добрый день.
САФАРОВ: Иван Иванович, я думаю, что хотя мы в подводке (говоря профессиональным языком) обозначили "кинопедагогика", но не раскрыли, как говорят учителя, еще тему, поэтому будем просить это сделать вас. Что такое кинопедагогика, в чем ее специфика? Как говорят в науке, объект-предмет, но мы не будем уже так детализировать. Чем занимается кинопедагогика?
КОЗЛОВ: Я постараюсь объяснить, чтобы у наших уважаемых слушателей "Вестей ФМ" сложилось впечатление о том, что такое кинопедагогика. Мы понимаем, что в Год педагога и наставника, который был объявлен в 2023 году, главное условие обеспечения качественного образования (а мы все ратуем за качественное образование) – это наличие высококвалифицированных педагогических кадров. И мы понимаем с вами, что, например, учитель – это вот та ключевая фигура в решении целого ряда приоритетных задач образования. И вот именно этим, на мой взгляд, и объясняется, почему сегодня важно использовать и развивать в рамках современной медиакультуры методики технологий кинопедагогики. Поэтому сегодня кинопедагогика является одним из приоритетов культурно-просветительской, образовательной, воспитательной деятельности. Потому что воспитание личности человека немыслимо без кино, без обращения к зрительным образам. То есть от кино нужна не только картинка, важны ценности, смыслы – то есть то, что несет в себе кинообраз. И важно сделать так, чтобы вот этот образ был позитивным.
САФАРОВ: Иван Иванович, вот кинопедагогика, с одной стороны, плотно входит в нашу жизнь. Но с другой – это все-таки уже такая достаточно устойчивая традиция, сложившаяся, жанр этот в школе достаточно хорошо знаком: были и учебные фильмы, а было же ведь и все-таки внедрение художественных, хотя бы фрагментов художественных фильмов в учебный процесс. А что-то меняется технологически с кинопедагогикой? Или все-таки в методике, в технологии мы следуем тем канонам, тем традициям, которые возникли, может быть, в 70-е годы, в 8-е годы?
КОЗЛОВ: Справедливости ради надо заметить, что эта традиция имеет глубокие исторические, культурные, духовные и религиозные истоки. Посредством кинообразов, через включение кинопедагогики в контекст нашего образования и культуры роль кино сегодня становится включевым средством в решении, как я уже говорил, задач развития, воспитания и образования подрастающего поколения. О роли кино в самом педагогическом процессе, безусловно, говорить стоит и нужно именно сейчас. Почему? Потому что сам педагогический процесс направлен не только на становление личности, но и на развитие различных исторических, культурных связей между поколениями наших граждан, а также на развитие целостного восприятия вот этого художественного образа и развитие, безусловно, критического мышления.
Полностью слушайте в аудиофайле!
Открытая школа. Все выпуски
- Все аудио
- Открытая школа