Интервью Ёлки. Мифы и реальность
Персоны
Какие мифы о елках повторяют и повторяют из года в год?
БЫСТРОВ: Здравствуйте, рады всех приветствовать. В студии Руслан Быстров.
Какой новый год без новогодней елки? Какая новогодняя елка без елочных украшений? Ну а между тем и новогодняя елка, и украшения имеют очень интересную историю. Ну, например, был период, когда новогодняя елка была запрещена, потом реабилитирована. Раньше новогоднюю ель украшали ювелирными изделиями – кольцами, серьгами, в общем, всем-всем дорогим, что было в доме. А когда-то украшали пряниками и ватными игрушками. Об этом обо всем мы будем сегодня говорить, вспоминать.
Приветствую свою первую гостью – историка, куратора выставочных проектов Наталью Полонникову.
ПОЛОННИКОВА: Давайте, наверное, начнем с самого начала. Я, как и все, люблю новогодние праздники. Вот суета, ожидание чуда, ажиотаж, поиск подарков. И главное, что это никогда не надоедает. Вот изредка приходит мысль такая в голову, что, ну может быть, этот новый год – все это ерунда. Но все равно эта мысль покидает тебя, и вместе со всей страной или даже целым миром надеешься на лучшее, желаешь мира, добра, счастья, и ждешь каких-то невероятных свершений. И каждый год на телевидении, по радио появляются репортажи, посвященные Новому году, Рождеству. И в этих анонсах присутствуют одни и те же ошибки, которые со временем начинают восприниматься как факт. И вот эта проблема мифов и реальностей с каждым годом только увеличивается. Потому что, начиная с 2000-х годов, вышло огромное количество новогодней литературы, которая трактует нам и задает какое-то определенное направление в этих новогодних праздниках.
Для всего мира действительно елка – это праздник Рождества. И пусть у нас в России тоже отмечалась как рождественская, но все-таки это всегда было новогодним символом. В Российской государственной библиотеке хранится уникальный лубок, он достаточно большого размера, вот почти метрового, конца 19-го века, где как раз нарисовано, как праздновали в России именно Новый год, и что ель как рождественское дерево, оно все-таки не так сильно воспринималось, как вот именно пожелание Нового года. Крестьяне до революции, да и в начале 20-го века, уже после революции, не праздновали Новый год. И на этом лубке очень хорошо видно, как крестьяне заготавливают елки и везут их на елочные базары, это был основной их заработок, и они им встречали именно Святками, то есть теми древними традициями, которые существовали у нас очень и очень давно и уходили корнями в язычество. Но дореволюционная елка, назовем это ее так, она, конечно, вызывает у посетителей некий трепет, немой восторг, все эти свечи, которые как раз и зажигались, вот это "раз, два, три – елочка гори!", соединенные единой нитью. Немного поблекший блеск мишуры, немного мутное стекло, в котором отражается как бы вот история ушедшей эпохи, она, конечно. всегда очень кажется удивительной, и поэтому с ней связаны основные вот мифы и легенды, что дрезденский картонаж называется дрезденским, что такие игрушки производились только в Европе, что украшали там яблоками и тому подобное. На самом деле все, конечно же, гораздо более банально, вот, и не так волшебно, как нам кажется. Поэтому из истории новогодней елки я бы все-таки назвала это новогодним символом именно для России, потому что она как раз вошла к нам с новогодним праздником. И советская традиция это очень хорошо поддержала. И сейчас в принципе, так как страна многонациональная, мне кажется, это актуально называть новогодним символом...
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью