Открытая школа "Урок истории – это возможность стать настоящим исследователем"

10 февраля 2024, 17:30

Персоны

Как привить интерес школьников к историческим источникам? О работе с исторической картой в цифровую эпоху Марат Сафаров беседует с Александром Оджо, учителем истории школы № 854 города Москвы.

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вестей ФМ" – программа "Открытая школа", в студии – Марат Сафаров.

С учителем истории московской школы № 854 Александром Оджо мы совсем недавно беседовали о том, как занимательно, не теряя научности, но увлекательно преподавать один из самых любимых предметов школьного курса – историю. Пришли от наших слушателей очень добрые отзывы на этот выпуск, и мы решили продолжить наши беседы с Александром. Александр Александрович, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".

ОДЖО: Марат, здравствуйте. Я очень рад, что снова нахожусь в студии. И очень приятно, что есть о чем поговорить.

САФАРОВ: Да, есть о чем поговорить. Есть история – значит, есть источники. Без этого не может обходиться академическая наука и методика преподавания истории, педагогика. Как все-таки привить интерес у ребят к изучению источников, ценность источников, что история – это не только визуальный материал, который сейчас очень плотно проник в нашу жизнь, но и документальные, зачастую достаточно архаичные и сложные для восприятия тексты.

ОДЖО: Вообще, я начинаю вводить в своем преподавании источники с первого урока истории, он называется "Что такое история и как ее изучать". И для нас первым представляются материальные источники, археологические. Конечно, археологическими их можно назвать в кавычках, потому что чаще всего я просто приношу предметы, которые для современных детей являются чем-то необычным, диковинным. А чаще всего это компакт-диски, потому что ребята уже с ними не встречались и не знакомились. Также магнитная лента, магнитофонные кассеты и, конечно, кассеты видеопроката. И знаете, ребятам довольно-таки сложно описать поначалу, что это такое, как этим пользовались. И от этого мы уже идем, открывая такое покрывало истории.

САФАРОВ: Я даже помню такую ремарку одного музейного сотрудника о том, как пришли ребята на экскурсию в музей-квартиру (не буду называть кого и чего, даже это и не столь важно), но там стоял дисковый телефон. И ребята не знали, как им пользоваться. А когда им разъяснили, они ответили: это так долго набирать и крутить для того, чтобы осуществить просто банальный звонок. То есть вот эта цивилизация, которая была нам знакома с детства (мне во всяком случае, да), она уже тоже архаика, уже тоже античность в определенной мере.

ОДЖО: Я тоже успел зацепить, и у меня сейчас от вашего рассказа звук крутящегося диска в сознании проявился.

САФАРОВ: Да. А если все-таки обратиться к источникам, допустим, связанным со средневековьем, с ранним новым временем, с зарубежной историей, нашей русской историей, источник документальный часто, в общем-то, достаточно сложный для восприятия не профессионалов, а что уж говорить о школьнике. Вот как сделать так, чтобы ценность этого текста, документа правового (например, я не знаю, Соборное уложение), вот как сделать так, чтобы не в пересказе учительском, а все-таки привить интерес к тому, чтобы почитать и быть самому, ну, юным, может быть, пока только начинающим источниковедом?

ОДЖО: Здорово, что у наших детей и у нас с вами ранее был очень большой любознательный интерес. И на нем, конечно же, нужно сыграть. Нужно сказать о том, что история – это не параграф учебника, а все знания историки получили из источников. И вот ты сегодня на уроке можешь стать настоящим исследователем.

Слушайте в аудиофайле!

Открытая школа. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Открытая школа

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация