Открытая школа "Карты – это альфа и омега географии"

17 февраля 2024, 17:08

Персоны

Действительно ли физическая география — наиболее сложный раздел школьного курса по этому предмету? Как привить интерес к работе с картой, когда у каждого школьника в руках мобильный навигатор? Об этом Марат Сафаров беседует с Александром Пинежаниновым, учителем географии средней общеобразовательной школы Международного детского центра "Артек".

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вестей ФМ" – программа "Открытая школа", в студии – Марат Сафаров.

О современном преподавании географии в школе мы уже в нашей программе говорили, и не один раз. Но географию любят в нашей стране, многие наши слушатели делились своими ностальгическими воспоминаниями об уроках географии еще в советской школе. Но, конечно, важно продолжить наше знакомство с актуальным: что изучается в курсе географии здесь и сейчас, какие темы вызывают сложность, на что нам – и родителям, и учителям географии – необходимо обратить внимание?

И вот сегодня на прямой связи со студией – Крым, теплая Ялта, "Артек" во всем смысле. Учитель географии школы Международного детского центра "Артек" Александр Пинежанинов. Александр Валерьевич, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".

ПИНЕЖАНИНОВ: Здравствуйте, Марат. Здравствуйте, слушатели. Рад здесь находиться.

САФАРОВ: Да, хоть и по удаленной связи, но тем не менее – "Артек" есть "Артек". Мы, я думаю, останется если время, конечно, поговорим о том, есть ли специфика преподавания географии в таком известном месте. Но самое главное – начнем с того, что многие из нас любят путешествовать, изучать природные явления, но не все становятся профессиональными географами. А вот как становятся учителями географии?

ПИНЕЖАНИНОВ: У каждого географа, как мне кажется, история разная. Про себя. Я с детства действительно любил географию и любил придумывать карты, разбираться в атласах. Не знаю, меня почему-то притягивала именно наша страна, мир, изучать границы. И с точки зрения того, чем я буду заниматься, я для себя понял: это будет география. А вот то, что я стану учителем, это уже был такой момент, который, так сказать, стал моей случайностью. Но как мы понимаем сейчас, случайности не случайны. И я как раз, если говорить про школу, наверное, моя учительница Ольга Николаевна Тропникова зарядила меня любовью к географии, я это все подкрепил олимпиадами, еще чем-то. И когда встал вопрос, куда идти после технического вуза, я понял, что я хочу на географию, но именно на классическую географию, то есть я хотел заниматься наукой. И поехал поступать в Киров в Вятский гуманитарный университет. Пришел на факультет. Мне сказали: да, все классно, замечательно. И только потом я узнал, что мы – один из последних выпусков именно педагогов… Но от этого я не расстроился и на выходе как раз получил естественно-научное образование.

САФАРОВ: Но такое с педагогическим акцентом, что называется. Или все-таки? Вот вопрос такой, может быть, нас услышат будущие абитуриенты, кто в этом году будут заканчивать среднюю школу и кто любит географию, но выбирает: именно академическая область и педагогика. Можно ли, допустим, быть профессиональным научным, скажем так, географом и преподавать в школе? Или все-таки география – такая наука, которая требует соединения ее с педагогикой, с дидактикой и профессиональной? Это именно тот, кто является учителем географии изначально.

ПИНЕЖАНИНОВ: Как мне кажется, это работают оба направления. То есть понятно, что у классического географа будут большие преимущества, потому что он знает предмет вдоль и поперек. Но иногда бывает так, что очень даже крутой ученый не всегда может быть хорошим педагогом. И наоборот – учитель, который не всегда владеет предметными знаниями, но любит этот предмет, а также хочет доносить это до детей, а также обладает инструментами из педагогики, из психологии, он может эти все минусы превратить в свои плюсы.

Слушайте в аудиофайле!

Открытая школа. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Открытая школа

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация